Франц Антон Рис — учитель игры на скрипке Бетховена

В этом выпуске мы очень кратко поговорим о биографии Франца Антона Риса — последнего капельмейстера боннской придворной капеллы и учителя скрипки Людвига ван Бетховена.

Франц Антон Рис

В предыдущем выпуске мы говорили о Кристиане Готлобе Нефе, которого большинство биографов безоговорочно считают наиболее важным боннским учителем Бетховена. Не оспаривая данное мнение в принципе, мы все же обязаны рассказать еще об одном важном учителе юного Бетховена, который, более того, был еще и другом семьи великого композитора.

К сожалению, до нас дошло очень уж мало информации об обстоятельствах жизни этого человека (в отличие от вышеупомянутого Нефе, написавшего автобиографию и тем самым упростившего нам задачу), однако некоторые биографические сведения нам, к счастью, известны.

Краткая биография Франца Риса

Итак, Франц Антон Кзавериус Рис - немецкий композитор, скрипач-виртуоз, родился 10 ноября 1755 года в Бонне в семье придворного музыканта Иоганна Риса и его супруги, Иоганны Бейер.

Отец Франца Антона, Иоганн Рис (1723—1784), начиная со 2 мая 1747 года, работал трубачом при дворе тогдашнего кёльнского курфюрста — Клеменса Августа Баварского. Ну а 5 марта 1754 года он по собственной просьбе (точнее, официально поданной петиции курфюрсту и одобренной им же) был назначен скрипачом капеллы, хотя позже был вынужден прекратить эту деятельность в связи с состоянием здоровья.

У Иоганна Риса было четверо детей, из которых двое также стали профессиональными музыкантами. Например, его дочь, Анна Мария (1751 года рождения), уже с 24 апреля 1764 года (то есть, в тринадцатилетнем возрасте) устроилась на службу вокалисткой-сопрано в придворной капелле. Девочка, кстати говоря, получила данную должность не без помощи дедушки Бетховена (напомним, что Людвиг Старший, начиная с 1761 года, служил капельмейстером при дворе уже другого курфюрста — Максимилиана Фридриха, а его сын, Иоганн, служил в этой же капелле вокалистом-тенором), который попросил курфюрста взять ее на работу вместо освободившей ранее свою должность мадам Лентнер.

Вторым ребенком-музыкантом Иоганна Риса стал, собственно, Франц Антон, которому и посвящен сегодняшний краткий выпуск. Известно, что уже с детства ребенок-вундеркинд прекрасно играл на скрипке, как и его отец. Современники Риса также отмечали его блестящую читку нот с листа.

Первые уроки скрипки Франц Антон брал у своего отца. Также есть данные, что позже известный скрипач Иоганн Петер Саломон (1745—1815), в то время еще служивший в боннской капелле, также внес немалый вклад в музыкальное развитие мальчика (напомним, что чуть позже Саломон переедет работать в Пруссию, а потом и в Лондон, где организует знаменитые гастрольные поездки Йозефа Гайдна).

На службу в придворную капеллу кёльнского курфюрста Франц Рис поступил уже в возрасте 11 лет, правда работал практически задаром. С 23 ноября 1774 года Рис получает 25 талеров ежеквартально, а позже, весной 1778 года, курфюрст Максимилиан Фридрих предоставил талантливому скрипачу своей капеллы оплачиваемый отпуск и отправил его в Вену с целью еще большего совершенствования исполнительского мастерства.

Пребывание молодого человека в Вене, по-видимому, оказалось весьма успешным (в частности, известно, что он играл в камерном оркестре графа Пальфи) и поэтому музыканту удалось продлить свою шестимесячную оплачиваемую командировку почти до двух лет. Вернувшись в Бонн, Рис был назначен «первой скрипкой» капеллы с жалованьем в 400 флоринов (ранее Рис просил у курфюрста 500 флоринов, однако последний отказал ему в этой привилегии).

Известно, что 27 декабря 1783 года Франц Рис женился на Анне Хорст (1761—1805). От этого брака у Риса родилось одиннадцать детей.

Некоторые из детей пошли по стопам отца и стали музыкантами, причем, далеко не безызвестными. Например, старший сын, Фердинанд, учился у Бетховена и впоследствии стал известным пианистом и композитором. Младший сын, Хуберт, стал достаточно известным cкрипачом и композитором. Другой сын, Иосиф, играл на скрипке, хотя, наверное, вряд ли его можно было назвать профессиональным скрипачом. Еще один из сыновей Риса, Франц Иосиф, занимался в Вене бизнесом по изготовлению фортепиано и был достаточно известен в кругах музыкантах.

Франц Рис был не только одаренным скрипачом, но также и весьма просвещенным человеком. С 1787 года он вместе с некоторыми другими уважаемыми музыкантами боннской капеллы, включая Нефе, вступил в «Боннское общество чтения». Есть также данные, что ранее он был включен в орден Иллюминатов, пока тот еще не был официально запрещен.

Дела успешного музыканта шли, как говорится, «в гору». Когда примерно в 1790—1791 годах курфюрст решил создать пляжную курортную зону в Годесберге (ныне входит в округ Бонн под названием Бад-Годесберг), Рис получил участок земли рядом с участком самого курфюрста и построил там дом, куда через много-много лет приедет сын Риса — Фердинанд, который к тому времени станет известным композитором.

Дом Риса в Годесберге 

Ну а после ухода в 1791 году капельмейстера Йозефа Рейхи на пенсию (из-за плохого состояния здоровья) Франц Рис стал новым руководителем боннской капеллы и, таким образом, фактически руководил музыкальной жизнью Бонна.

Однако 1794 год, как мы знаем, обернулся прекращением деятельности боннской капеллы в связи с французской оккупацией рейнских земель. Как уже неоднократно упоминалось в предыдущих статьях, курфюрст бежал из Бонна, а своим музыкантам приказал оставаться в городе и работать «до последнего».

Рис, как и следовало ожидать, остался в Бонне. Позже его старший сын, Фердинанд, напишет композитору и скрипачу Луи Шпору, что «в результате войны его отец потерял жалованье, богатство и жену» (цитата не дословная).

Вышеупомянутый дом Риса в Годесберге теперь служил казармой для французских солдат. В те ужасные времена лучшему скрипачу Бонна было совсем не до музыкальной карьеры. Есть данные, что некоторое время он подрабатывал, давая частные уроки скрипки, однако подтверждения нам найти не удалось, хотя, вероятно, это так и было. Но стоит отметить, что даже после вторжения французов в кёльнскую столицу Рис все еще продолжал быть одним из известнейших жителей Бонна, хотя и финансовое положение его было скудным.

В 1800 году Рис был избран в городской совет, а в 1802 году французские власти назначили его чиновником (в области экономики). С этого момента Рис работал экономистом в секуляризированном монастыре «Мариенфорст», чьи земли отныне превратились в ферму. Одной из новых обязанностей Риса была сборка налогов с местных фермеров, что ему, судя по всему, было совсем не по душе. Однако эта работа была основным источником его дохода, и для обеспечивания своей большой семьи Рис был вынужден заниматься этим делом (говоря о семье, следует упомянуть, что супруга Риса умерла в 1805 году).

Известно, что в этом же году (1805) Рис стал членом только что образованной боннской масонской ложи, а через два года, судя по некоторым данным, он приобрел часть монастырских земель, однако информации о подробностях данной покупки (и вероятного отчуждения этих земель через несколько лет), к сожалению, очень мало.

Примерно в это же время Рис был назначен преподавателем музыки в недавно образованном лицее (гимназии). Время шло, и музыкальная жизнь Бонна, практически уничтоженная французами, постепенно оживлялась вновь, и Рис принимал в этом непосредственное участие, давая как официальные уроки в гимназии, так и подрабатывая частным педагогом. В одно время он даже стал организовывать в Бонне и соседних городах так называемые «зимние концерты», где исполнял различные произведения, включая собственные, а также и сочинения его старшего сына, Фердинанда.

О дальнейшей жизни Франца Риса нам известно очень немного. Есть данные, что в 1824 году он продал свой дом в Годесберге вышеупомянутому Фердинанду, когда тот, ставший уже известным композитором, вернулся из Лондона в Германию (а другой его сын, Хуберт, примерно в это же время начал службу придворным капельмейстером у прусского короля). Где именно жил Рис «старший» последующие годы, сказать очень сложно — судя по всему, он периодически проживал в этом же доме, а также и с другими своими детьми.

Рис продолжал давать уроки, несмотря на приличный возраст. Из наиболее известных учеников, обучавшихся у него в то время, стоит выделить известную в свое время писательницу, женщину-композитора и общественного деятеля, Иоанну (Иоганну) Кинкель. В 20-е и 30-е годы Рис принимал активное участие в музыкальных фестивалях, проводимым в самых разных городах Рейна, включая Аахен, Кёльн и.Дюссельдорф.

Иоанна Кинкель - ученица Франца Риса

В 1845 году почти девяностолетний Рис, переживший своего старшего сына Фердинанда, был доставлен на первый боннский «Бетховенфест» (бетховенский фестиваль) в качестве почетного гостя. Более того, Боннский университет наградил его почетной докторской степенью за выдающиеся музыкальные заслуги и за сохранение и даже продвижение «запрещенного искусства» в период французской оккупации - именно поэтому в западных источниках его часто упоминают, как Доктор Франц Рис.

Другой почетной наградой, которую Рис имел честь получить к концу своей жизни, было предоставление ему Ордена Красного Орла III класса самим прусским королем, Фридрихом Вильгельмом Четвертым.

Франц Антон Рис умер в Годесберге 1 ноября 1946 года, за 9 дней до своего 91-го дня рождения, таким образом, прожив необычно долгую для того времени жизнь. Его могила находится на Старом кладбище Бонна, где были захоронены многие другие известные личности, включая мать Бетховена.

Как видите, биографические сведения о Франце Рисе нам известны в очень скудных подробностях, из-за чего очень сложно восстановить хронологические события жизни этого замечательного музыканта.

Например, одной из загадок его биографии для нас являются подробности переезда Риса в конце его жизни в Бремен к дочери. Последняя, судя по всему, жила там вместе с супругом и решила присмотреть за своим отцом на старости его лет. Поэтому в тех немногочисленных биографических источниках есть чуть ли ни конспирологическое мнение, что якобы Рис на самом деле умер не в Бонне (Годесберге), а в Бремене, после чего его тело было перевезено в Бонн. Но редакции нашего сайта проверить данную информацию не удалось, хотя мы в целом не отрицаем данную гипотезу.

Франц Рис и Бетховен

Франц Антон, как Вы уже поняли из начала и названия статьи, был одним из учителей юного Бетховена в Бонне. Вряд ли его можно назвать всесторонним «наставником» Бетховена, как, например, того же Нефе, однако стоит отметить, что уроки скрипки, которые Рис давал Людвигу, не прошли даром.

На самом деле Рис был не первым, кто учил Бетховена играть на скрипке — задолго до их совместных занятий Людвиг, будучи еще в детском возрасте, брал уроки у своего родственника по материнской линии, Франца Георга Ровантини. Однако последний, к сожалению, скоропостижно скончался, когда Людвигу было 10 лет. Есть также данные, что самые первые уроки скрипки Бетховену давал его отец, Иоганн. 

Совместные занятия Франца Риса и Бетховена проходили примерно в 1785—1786 годах — то есть, незадолго до первой поездки Людвига в Вену. Западные биографические источники нередко указывают на то, что во время этих занятий у Бетховена был впервые обнаружен «необыкновенный дар игры и импровизации на скрипке».

В том, что Бетховен был лучшим фортепианным импровизатором среди всех остальных великих музыкантов своего времени, мы даже и не сомневаемся. Однако по поводу того, что он блестяще играл на скрипке, возникают кое-какие вопросы. В частности, нам известно, что через некоторое время после скорого возвращения в Бонн из Вены (напомним, что Людвиг узнал о смертельной болезни своей матери и был вынужден вернуться в родной город) юный Бетховен работал альтистом в оперном оркестре.

А в то время в альтисты, как правило, чаще всего брали если не совсем уж бесталанных, то, как минимум, далеко не самых лучших скрипачей. И, напротив, если скрипач был очень силен (как, например, тот же Рис), то он был чуть ли ни на вес золота, и просто так его бы не отправили в альтисты.

Поэтому у нас нет никаких оснований полагать, что Бетховен был блестящим скрипачом — скорее, наоборот. Но все же занятия с Рисом, как и служба альтистом в оркестре (с 1789 года до окончательного переезда в Вену), безусловно послужили для Людвига полезным опытом. Ведь, чтобы сочинять потрясающую оркестровую музыку (которая у Бетховена действительно потрясающая), нужно было, как минимум, знать оркестр изнутри.

Более того, работа альтистом сама по себе была хорошей финансовой подпиткой, так необходимой Бетховену в то тяжелое время. Ведь, учитывая, что финансовое положение его семьи в это время было очень скудным, а отец Людвига, потеряв свою супругу, окончательно спился, юный музыкант был вынужден добывать деньги, подрабатывая игрой на альте (напомним, что помимо этого Бетховен оставался на должности придворного органиста).

Но, наверное, самое главное — это то, что в столь тяжелое для Бетховена время Франц Рис лично поддерживал Людвига, в том числе и материально. Более того, именно Рис в 1789 году помог Людвигу подготовить то самое «прошение» к курфюрсту, в результате которого отец Бетховена был отправлен на пенсию и был обязан выплачивать половину этой пенсии  своим детям (об этом мы вкратце упоминали в этой статье).

И когда старший сын Риса, Фердинанд, через много лет приедет в Вену и станет учеником самого Бетховена, последний попросит своего нового ученика написать отцу, что он «никогда не забудет ту помощь, которую тот оказывал ему в Бонне» (перевод не дословный).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.