Продолжаем изучать биографию Бетховена, и сегодня мы будем говорить о его второй поездке в Вену и первых нескольких лет жизни в музыкальной столице.
Прощание с родным Бонном и переезд в Вену
По одним данным 2-го, а по другим данным 3-го ноября 1792 года молодой Бетховен покинул Бонн и где-то 10-12 числа прибыл в Вену, но на этот раз уже надолго задержался в музыкальной столице.
Он уже мог себе позволить оставить младших братьев одних, ибо они в то время уже сами зарабатывали себе на жизнь: Каспар стал музыкантом, а Иоганн учился и работал у одного фармацевта.
Вот только по поводу того, откуда у Людвига были деньги на поездку, у музыковедов опять начинается путаница. Одни (в основном, в англоязычных источниках) говорят, что расходы на вторую поездку Людвига в Вену возместил сам курфюрст, который, кстати говоря, не уволил Бетховена из штата придворной капеллы и сохранил ему жалованье.
Другие, не менее авторитетные источники утверждают, что никаких денег курфюрст Бетховену не давал, и молодой человек пользовался лишь своими личными сбережениями, собранными в процессе преподавательской деятельности, работы в оркестре и половины жалованья отца.
Кстати, по поводу жалованья отца:
Иоганн Бетховен к тому времени уже давно не пел в капелле (c 1789), ибо совсем спился и потерял былой голос.
Но в то время сотрудники капеллы получали что-то вроде пенсии — то есть, даже после того, как прекращали фактическую работу в капелле, музыканты все равно числились там официально и пожизненно получали определенное жалованье.
По инициативе Людвига курфюрст обязал окончательно спившегося после смерти жены Иоганна выплачивать детям половину своего дохода.
Учитывая то, что Людвиг в этой семье был старшим сыном, именно он получал эти средства лично из рук несчастного алкоголика, Иоганна, который, кстати говоря, без всяких возражений соблюдал это решение курфюрста.
В любом случае, прибыв в Вену, Людвиг уже не мог рассчитывать на часть жалованья своего отца, ибо через некоторое время после его прибытия в музыкальную столицу несчастный Иоганн ван Бетховен скончался.
Хотя, с другой стороны, некоторые биографы утверждают, что Людвиг не так уж и нуждался в деньгах — по крайней мере, внешне он давал понять обратное. В частности, нам известно, что молодой и чересчур справедливый музыкант даже оставил значительные «чаевые» своему проводнику-перевозчику из Бонна в Вену, ибо тот рисковал своей жизнью, проводя молодого музыканта по далеко не безопасному пути, охваченном прусскими и австрийскими войсками (возможно, даже и французскими).
Более того, по свидетельствам тех же биографических источников, по прибытию в Вену во второй раз Людвиг уже мог позволить себе достаточно приличную одежду. А деньги из Бонна он, по их мнению, не только не получал, но и сам посылал материальные средства в Бонн для своих братьев.
В то же время некоторые западные биографы говорят радикально противоположные вещи — вплоть до того, что Бетховен будто бы в первое время по прибытию в Вену жил в грязном подвале. Кому же верить? — К сожалению, мы это никак не проверим...
Вообще, 1792 год был судьбоносным для Европы. Французы, как раз, начали судебное следствие над своим королем, а также захватывали близлежащие земли.
Маленькие незащищенные земли курфюрста на Рейне были особенно уязвимы. После уезда Бетховена из Бонна цивилизованная жизнь, которую он связывал с этим замечательным городом, осталась в прошлом.
Максимилиан Франц, отпустивший молодого композитора в Вену, ожидал, что Людвиг вернется в ближайшее время (максимум, через пару лет). Но для него это уже было не так важно, ибо вскоре знаменитый кёльнский курфюрст сам навсегда сбежит из родных земель, которые захватят французы, казнившие своего короля и его супругу, Марию-Антуанетту (которая, кстати говоря, была родной сестрой курфюрста).
Следовательно, ни о каком возвращении Бетховена в Боннскую капеллу и, тем более, получении жалованья в качестве ее бывшего работника, уже не было и речи. Бетховен на этот раз окончательно перебрался в музыкальную столицу. Весной 1794 года в Вену переехал его младший брат, Каспар Карл, а в декабре 1795 года и другой его брат - Иоганн.
Учителя Бетховена в Вене
Посетив Вену во второй раз, молодой Людвиг с большим удовольствием взял бы у Моцарта еще пару уроков (если предыдущие, действительно, были: подробнее), но к тому времени великий Моцарт уже скончался.
Теперь уроки Людвигу давал шестидесятилетний Гайдн, который за пару лет до этого был в Бонне, остановившись по пути в Лондон. Судя по всему, еще тогда он пообещал молодому Людвигу взять его к себе на обучение.
В общем, Гайдн поначалу был неплохим учителем для Бетховена, но, при этом сильно критиковал первые сочинения молодого Людвига, считая его чересчур упрямым новатором-либералом (не только в плане композиции), не уважающим традиции сочинения фортепианной музыки. По факту так оно и было — Людвиг, сочиняя свои произведения, иногда позволял себе «плевать» на устоявшиеся правила композиции и постоянно добавлять чего-то нового (за что впоследствии и стал великим).
В одном из диалогов Гайдн, оценивая композиторский талант Бетховена по настойчивой просьбе самого ученика, охарактеризовал Людвига, как весьма талантливого композитора, назвав его творения «чудесными вещами». Но при этом Гайдн упомянул, что в этих «чудесных» творениях есть элементы «мрачного» и «странного», как и сам Бетховен, ибо «творения композитора являются отражением его самого...».
В связи с тем, что Людвиг не получал от Гайдна того, чего хотел (у них это было взаимно), ему приходилось параллельно заниматься с другими учителями.
В частности, Людвиг с 1793 года параллельно изучал «контрапункт» с Иоганом Шенком — директором венской оперы.
Так как тот же «контрапункт» Людвигу преподавал его основной учитель (Гайдн), молодой Бетховен вместе с Шенком, обнаружившим изъяны в устаревшей преподавательской методике Гайдна, не хотели обижать великого классика и держали свои совместные занятия в тайне.
В любом случае, через некоторое время после переезда Людвига в Вену маэстро Гайдн снова на год уехал в Англию (в 1794). Поэтому, Бетховен теперь уже по рекомендации самого Гайдна стал брать уроки у другого музыканта — тогда уже пожилого Иоганна Георга Альбрехтсбергера, который был не так известен, как Гайдн.
Этот человек как раз совсем недавно стал придворным органистом, а также капельмейстером собора Святого Стефана. Людвиг, к тому времени закончивший занятия с Шенком, считал Альбрехтсбергера «прекрасным, но строгим учителем» — по факту оно, действительно, так и было.
Ведь именно Альбрехтсбергер за все полтора года занятий практически до совершенства обучил талантливого Людвига, как писать передовые контрапункты и фуги, а также преподавал ему «гармонию».
Безусловно, этот педагог сыграл огромную роль в становлении Бетховена, как великого композитора! Хотя, также как и Гайдн, Альбрехтсбергер часто отмечал упрямую натуру Бетховена.
В это же время Людвиг обучается оперному сочинению у того самого Антонио Сальери, по одной из легенд, якобы, отравившего Моцарта. Взаимоотношения Бетховена и Сальери были достаточно хорошими и эффективными.
Сальери считал Бетховена очень талантливым учеником, а тот, в свою очередь, очень положительно относился к своему преподавателю, принимая во внимание все его указания.
Но в конце концов, овладев искусством написания оперных партий под руководством самого Сальери, который был мастером в этом деле, Людвиг все равно добавит "новаторства" при сочинении своей оперы.
Также в намного меньших подробностях известны детали о занятиях Бетховена с Алоисом Фёрстером (1748 – 1823), который, вероятно, обучал Людвига сочинять квартеты.
В отличие от формата отношений с Гайдном, в формате отношений двадцатидвухлетнего Бетховена и Фёрстера, судя по всему, не было такой выраженной субординации по принципу «ученик-учитель», несмотря на значительную разницу в возрасте.
Есть вероятность, что Ферстер и вовсе не был «учителем» Бетховена в традиционном понимании значения этого слова, а просто, как более опытный композитор, делился опытом с младшим коллегой.
В любом случае мы знаем, что Бетховен очень хорошо относился к этому замечательному чешскому композитору и уважал его не только, как блестящего мастера квартетов, но и как хорошего друга. Тот, в свою очередь, относился к Бетховену со взаимной симпатией и чуть ли ни «отеческой» нежностью.
Бетховен завоевывает популярность в Вене
В 1795 году Гайдн вернулся из Лондона, став еще более знаменитым. Второй визит композитора в Лондон вдохновил его на множество сочинений: современники даже утверждали о незначительном проявлении ревности Бетховена к успеху последних симфоний Гайдна, написанных в Лондоне.
Но стоит отметить, что Гайдн осуществил значительный вклад в знакомство юного Людвига с музыкальной жизнью Вены, и впоследствии молодой композитор был полностью очарован ею.
Желая прославиться в качестве композитора и пианиста, Людвиг никогда не скромничал в плане заведения знакомств с самыми влиятельными аристократами. Последние нередко часто сами «замечали» Бетховена и стремились завести дружественные отношения с молодым и перспективным музыкантом. Некоторые из них даже видели Людвига не в первый раз, так как уже бывали на его концертах в Бонне.
Однако стоит признать, что важнейшим катализатором, помогавшим Бетховену обретать полезные знакомства и славу, был тот факт, что он учился у самого Йозефа Гайдна.
Бетховен просто стремился окунуться в музыкальную жизнь самой волнующей из столиц. Хотя Вена тогда была не такой большой, как сегодня, в этом городе сосредоточилась все культурное влияние великой империи Габсбургов (правда, до позорного примирения с французами в 1809 году). Во многом, благодаря этому, в Вене роскошь и искусство расцвели необычайно ярко!
Одним из тех самых «влиятельных людей», на которых Бетховен уже вскоре произвел сильное впечатление, был Карл Лихновский — князь, который был фанатом классической музыки, а также до знакомства с Людвигом являлся близким другом и учеником самого Моцарта.
Лихновский был довольно мягким человеком и терпимо относился к весьма эксцентричной жизни Бетховена. Графиня Вильгельмина фон Тун, теща Лихновского, также полюбила музыку молодого композитора.
Именно Лихновскому в 1795 году Людвиг посвятил свой первый опус, состоящий из трех фортепианных трио. Строгий Гайдн, услышав эти произведения на концерте в доме Лихновского в 1793 году (до опубликования), посоветовал молодому Людвигу не издавать «третье трио», ибо заметил значительные отклонения от традиционных правил композиции того времени и чересчур много новаторской «отсебятины», неприемлемой в тогдашней композиции.
Однако молодой и упрямый Людвиг, новатор по своей природе, не послушал авторитетного советчика и все-таки издал это трио, о чем ни капли не пожалел. Тем более, что публика оценила работу молодого Бетховена!
И действительно, Вена оказалась беззаботной и открытой для всего нового как в театрах, так и в концертных залах. Жившие в этом городе князья и графы, обладавшие огромными состояниями, часто помогали многим музыкантам, а также нередко имели во владении небольшие, а иногда и большие частные оркестры.
Ведь в 1794 году, когда курфюрст в связи с известными обстоятельствами перестал пересылать деньги Бетховену (если он, вообще, это делал, так как биографические источники дают противоречивую информацию), именно эти оркестры (например, камерный оркестр вышеупомянутого Карла Лихновского) служили чуть ли ни «палочкой-выручалочкой» для молодого музыканта, так как для Бетховена у них всегда было место.
В периоды финансовых проблем Бетховен, благодаря подработкам в этих оркестрах, мог заработать, хотя бы, на жизнь (конечно, поначалу о каких-то серьезных заработках речи не было). Людвигу нередко приходилось выступать в частных домах, восхищая домовладельцев своей безупречной манерой импровизации.
Более-менее серьезные публичные выступления у Бетховена начались с 1795 года. В этом году (29 марта) на благотворительном концерте, посвященном вдовам и сиротам великих музыкантов, он представляет публике свой фортепианный концерт (судя по всему, Второй).
Ну а 18 декабря 1795 года (по некоторым данным — 16 декабря) сам Гайдн, несмотря на не самые лучшие отношения с Людвигом, приглашает бывшего ученика сыграть его фортепианный концерт на своем творческом мероприятии — так называемой «Академии». Этот вечер, безусловно, сделал хорошую «рекламу» Бетховену и как композитору, и как к музыканту-исполнителю.
Свой второй опус, состоявший из трех сонат для ф-но, Людвиг также сыграл при дворе Лихновского. Сами сонаты были посвящены Гайдну.
Стремительно набирая известность, в 1796 году Бетховен начал путешествовать с выступлениями по разным музыкальным городам Восточной Европы, среди которых были Прага, Дрезден, Берлин (тогда еще столица Пруссии), а также венгерские Пешт и Пресбург. Длилась эта поездка несколько месяцев, до конца осени. Там его способности к импровизации произвели серьезное впечатление на слушателей.
Как обычно, во время поездки он нашел себе новых друзей, ставших его поклонниками. Одной из них стала Амалия Зебальд — талантливая певица, которой Бетховен очень симпатизировал.
Пианист, не имеющий конкурентов
Вернувшись в Вену осенью 1796 года, Бетховен продолжает свою концертную деятельность. В то время музыкальная жизнь Вены стала гораздо тише в связи с невыгодной для Вены политической обстановкой.
Однако это, в основном, касалось «мелких» музыкантов. Что касается Бетховена — его имя уже гремело во всех германских землях, и поэтому его концерты всегда проходили при полном зале. Вот только в это время Бетховен был интересен венской публике не столько, как композитор, сколько в качестве пианиста. А пианистом он был бесподобным!
Самоуверенный Бетховен терпеть не мог пианистов-конкурентов. Ведь, по его мнению, именно он должен был быть лучшим пианистом Вены. Впрочем, в реальности так оно и было — Людвиг просто «унижал» других пианистов своей блестящей манерой игры, тем самым, завоевывая венскую аудиторию.
Одним из немногих пианистов, кто мог хоть как-то конкурировать с Людвигом, был маэстро Иосиф Вёльфль.
Этот потрясающий пианист, воспитанный самим Леопольдом Моцартом и Иоганном Михаэлем Гайдном (младшим братом великого композитора), был невероятно сильным виртуозом, обладавшим кристально чистой «моцартовской» техникой. Современники упоминают, что своими руками, способными играючи брать "терцдециму", Вёльфль творил просто нереальные вещи.
Однако игра Бетховена, обладавшего не менее выдающейся техникой, отличалась просто сумасшедшей экспрессией и взрывным характером, сочетавшимся с элементами тогда еще непривычного романтизма. Безусловно, подобная манера игры была "козырем" Бетховена.
Собственная «Академия» Бетховена
В общем, несмотря на политическую обстановку, Людвиг продолжает выступать с концертами в Вене, постепенно набирая популярность как пианист и композитор.
Ну а в апреле 1800 года Бетховен получил право провести уже собственную «Академию» (большой сольный концерт) в Национальном придворном театре. Жаждая набрать большую известность, Бетховен с удовольствием этим воспользовался. Приглашение на Академию, включая содержание мероприятие, Вы видите на картинке:
Академия Бетховена прошла безупречно — об этом свидетельствовали в том числе и восторженные отзывы в местных венских газетах. Тем не менее, немного критики коснулось представленной на мероприятии «Первой симфонии».
Музыкальный критик из «Всеобщей музыкальной газеты» (г. Лейпциг) написал: «Симфония выделяется свою виртуозностью, новаторством и обилием идей, однако избыточное задействование духовых инструментов создало впечатление духовой музыки, а не звучания большого симфонического оркестра». Однако остальные произведения были удостоены только положительных отзывов.
Бетховен набирает авторитет, как композитор
К этому времени некоторые книжные издатели уже сами уговаривали Бетховена сообщать им о появлении на свет новых произведений. Бетховен уже, безусловно, становится известным в Вене, как композитор.
В это время Бетховеном уже были написаны и другие произведения:
- Струнные квартеты из 18 опуса
- 2 концерта для фортепиано
- 10 сонат для ф-но
Через год в Вену приезжают старые добрые друзья из Бонна — Антонин Рейха, ставший впоследствии известным композитором, а также тот самый Стефан Брёйнинг, которого Людвиг любил, как брата (эта любовь была взаимной). Ну а профессор Вегелер уже давно был в Вене — еще в 1794 он бежал из Бонна, охваченного пламенем Французской революции.
Другие периоды биографии Бетховена:
- Предыдущий период: Возвращение Бетховена в Бонн после первой поездки в Вену
- Следующий период: Глухой композитор
Биография Бетховена — вся информация о Биографии Бетховена