Здравствуйте, дорогие любители творчества Бетховена. В этом выпуске мы поговорим о возвращении великого композитора в Бонн после первой его поездки в Вену.
В прошлый раз мы говорили о первой поездке Бетховена в Вену (подробнее). В том же выпуске мы выяснили, что факт встречи Бетховена с Моцартом и, тем более, факт их совместных уроков не были установлены ни одним официальным документом, а основываются лишь на словах некоторых биографов.
В любом случае, занимался ли Бетховен с Моцартом или нет (скорее всего, нет) — это не так важно, потому что совсем скоро Людвиг получил от отца письмо, содержавшее срочное сообщение о резком ухудшении состоянии здоровья у его матери.
Таким образом, молодой и перспективный Бетховен, пробыв в Вене лишь недолгое время, был просто вынужден как можно быстрее вернуться в Бонн, что он, собственно говоря, и сделал.
Замечание!
Стоит отметить, что, по словам некоторых биографов, Людвигу в то время помог сам курфюрст, возместивший молодому музыканту финансовые затраты на обратную поездку в Бонн.
Есть также данные о том, что у Людвига не хватило средств на обратную дорогу, и он был вынужден занимать их у некого товарища, по фамилии Шаден, с которым он познакомился в Аугсбурге на обратном пути из Вены.
Возвращение в Бонн. Смерть матери Бетховена
Через несколько недель Мария Магдалина умерла (предположительно от туберкулеза), и Людвиг теперь был вынужден остаться в Бонне.
У молодого музыканта появилась новая необходимость — необходимость заботиться о семье, ибо отец его, итак зависевший от вина задолго до смерти супруги, теперь и вовсе стал неисправимым алкоголиком, а семью, включая его самого и двух его сыновей (младших братьев Людвига) и совсем маленькую дочь (сестру Людвига), нужно было кормить.
Вероятно, Людвигу в то время казалось, что за этот месяц рухнули практически все его лучшие надежды. Изучая психологию Бетховена, мы можем быть уверены в том, что молодой музыкант во время первой своей поездки в Вену вряд ли собирался возвращаться назад через выделенные ему на отпуск 6 месяцев, как этого желал курфюрст.
Амбициозный Бетховен, вероятнее всего, желал «завязать» с бесперспективной карьерой в боннской капелле и остаться в музыкальной столице, чтобы сделать себе имя, подобное старшим классикам: Гайдну и Моцарту.
Однако ухудшение состояния здоровья и последующая смерть Марии Магдалины испортила Людвигу все планы. Ну а 25 ноября 1787 к смерти матери добавилась смерть годовалой сестренки и необходимость обеспечивать младших братьев: Каспара и Иоганна, ибо, как уже говорилось выше, Иоганн старший (отец Бетховена), распродавший все вещи покойной супруги и пропивший выручку, окончательно перестал играть роль главы семьи.
Поэтому, Людвигу просто нельзя было сдаваться. Бетховен вынужден зарабатывать деньги, играя в оперном оркестре на альте (в оркестре театра), занимая должность «второго альтиста». Также он числился придворным органистом и по возможности параллельно занимался преподавательской деятельностью. В итоге следующие 5 лет Людвиг будет жить в родном ему Бонне.
Боннские друзья Бетховена. Жизнь в Бонне.
Потеряв лучшего друга в лице матери, Бетховен пользовался любовью других друзей. В этот список входит его старый друг Вегелер, друг и учитель скрипки, Франц Рис, близкий друг и знаменитый ныне флейтист Антонин Рейха, а также учитель и наставник юного Людвига — Кристиан Готлоб Нефе.
Особое место в жизни Бетховена в тот сложный период заняли те самые Брёйнинги, о которых упоминалось в статье детство Бетховена.
Кстати, некоторые биографы утверждают, что Бетховена с Брейнингами познакомил его друг и учитель, Франц Рис. Но большинство биографов склонны полагать, что знакомство Людвига с семьей Брёйнинг произошло не без посредничества Вегелера. Кстати, сам Вегелер, будучи врачом по образованию, с 1789 года станет профессором медицины в Боннском университете.
Благодаря дружбе с Брёйнингами и радостной атмосфере, царившей в их доме, Людвиг время от времени отстранял себя от тех проблем, что окружали его дома. Дом Брейнингов стал для Людвига вторым родным домом, а глава семейства, молодая вдова Елена фон Брейнинг — второй матерью. В свою очередь, Елена относилась к молодому вундеркинду с такой же любовью, как и к своим родным сыновьям.
В доме Брёйнингов молодой музыкант обогащался не только эмоционально, но также умственно и культурно. Там же Людвиг познакомился с самой разнообразной литературой и философией, начиная с античной и, оканчивая современной ему.
Кстати, младшие представители семейства Брёйнинг были не только лучшими друзьями Людвига. Они также были его учениками, с чего, собственно, и развилась эта дружба, продолжавшаяся до самого конца. А к дочери Елены, Элеоноре (по прозвищу Лерхен), Людвиг, судя по всему, испытывал чувства большие, чем просто дружба.
Первые романы
Некоторые биографы приписывают шестнадцатилетней Элеоноре роль первой возлюбленной Бетховена. Вот только на самом деле незадолго до этого Людвиг такие же чувства испытывал к ее подруге — очаровательной блондинке, Жанетте д’Онрат.
Кстати, эта дама нравилась не только Бетховену, но и его другу — Стефану Брёйнингу, брату Элеоноры. В любом случае Элеонора навсегда останется очень близкой подругой Бетховена и, кстати говоря, позже она выйдет замуж за их общего друга, Вегелера.
Следующей безответной любовью Людвига стала Марией Анна фон Вестерхольт.
Кстати, сам Вегелер потом напишет, что в ту пору Бетховен часто влюблялся в своих успешных учениц.
Вегелер также отметил, что чувства молодого Бетховена нередко вспыхивали с новой силой и к разным женщинам — но, как правило, чувства молодого композитора были безответными.
В итоге страсть быстро умирала, и возникала новая.
Вместе с Брейнингами Людвиг часто бывал в гостинице-таверне «Цергартен», что находилась на рыночной площади Бонна. Там часто проводили время студенты боннского университета, многие из которых также стали друзьями Бетховена.
Центральной фигурой в этот период была подруга Элеоноры и дочь владелицы гостиницы — красавица Анна Барбара Кох, более известная, как «Бабетта».
Несмотря на то, что семья матери Бабетты, вдовы Михаэля Коха, не была знатной, Бабетта своей красотой и обаянием притягивала людей со всего Бонна, включая Брейнингов, Бетховена и многих людей из их близкого окружения. Даже их общий друг, Вегелер, позже назовет ее «самой красивой женщиной, когда либо ему знакомой».
Естественно, ее красота не обошла своим вниманием и влюбчивого Людвига — он быстро влюбился в нее, как и во многих других своих подруг и учениц. Однако эта любовь также не получила взаимности, и отношение Бабетты к юному музыканту было лишь дружественным.
Ну а через несколько лет, 9 июня 1802 года, Бабетта выйдет замуж за графа Антона Мария Карла Бельдербуша, и сама станет графиней Бельдербуш. К сожалению, в 1807 году молодая Бабетта умерла при рождении своего четвертого ребенка.
Вместе с Брейнингами Людвиг смог побывать в самых прекрасных окрестностях Бонна, где, можно сказать, и была зарождена его любовь к природе.
Друзья Людвига осчастливили этот грустный период его жизни, омраченный чередой несчастий и тяжелыми бытовыми проблемами.
Обучение у университете
В 1789 Людвиг даже умудрился найти время, чтобы поступить на философский факультет Боннского университета вместе со своим другом по оркестру, Антонином Рейха, а также их общим другом — талантливым художником Карлом Фердинандом фон Кюгельгеном, который по инициативе курфюрста через 2 года вместе со своим братом-близнецом, Герхардом фон Кюгельгеном (тоже художником), отправится в другие города Европы для продолжения обучения.
Удивителен тот факт, что не имеющему в своем арсенале полноценного начального образования Бетховену получалось учиться на философском факультете наравне с его более образованными, «знатного рода» однокурсниками.
Ведь, будучи самоучкой, и воспитанный образованным Нефе и Брёйнингами, Людвиг самостоятельно изучил целую гору философской литературы, свободно читая ее на только на родном языке, но также и на латыни, греческом, французском и итальянском языках.
Однако это обучение прекратилось буквально в следующем году по неизвестным причинам. Видимо, обучению Бетховена в университете препятствовала его музыкальная деятельность, отнимавшая много времени.
Влиятельные покровители
Благодаря общению с Брёйнингами, Людвиг знакомился с самыми влиятельными людьми Бонна и, несмотря на свой низкий социальный статус и материальное положение, пользовался уважением среди представителей высших слоев общества.
Одним из этих влиятельных друзей и покровителей Бетховена был граф Эрнст Вальдштейн, прибывший в Бонн в 1788 году. Именно ему Людвиг позже посвятит знаменитую 21-ю сонату, более известную в нашей стране, как «Аврора»:
Кстати, граф Вальдштейн был не только авторитетным дипломатом и приближенным курфюрста, но также сам писал музыку. Поэтому, он сразу заинтересовался талантом Бетховена и понял, что из себя представляет этот гениальный юноша. Время от времени Вальдштейн всячески помогал Людвигу.
По словам того же Вегелера, граф Вальдштейн иногда давал Людвигу деньги под видом неких «небольших финансовых поощрений», якобы переданных курфюрстом. Хотя на самом деле абсолютно бескорыстный Вальдштейн давал Людвигу деньги из собственного кармана, а историей про эти «поощрения» прикрывался, чтобы не обидеть самоуверенного и упрямого Бетховена.
Первые «крупные заказы»
Стоит также отметить, что в феврале 1790 года ушел из жизни Иосиф Второй — император Священной Римской империи, куда входило курфюршество Кельн. Кстати говоря, Иосиф Второй был старшим братом кельнского курфюрста, Максимилиана Франца.
Естественно, смерть императора, представителя великой династии Габсбургов, не должна была пройти незаметно. По этому поводу Вальдштейн и другие его образованные коллеги из «Общества любителей чтения» (туда также входили Нефе, Рис и некоторые другие старшие коллеги Бетховена), заказали сочинение траурной кантаты никому иному, как молодому Людвигу (а не, скажем, более опытному композитору — Нефе).
В свою очередь, поэт и монарх Северин Антон Авердонк — брат придворной вокалистки Иоганны Елены Авердонк (она была ученицей Иоганна, отца Людвига) и по совместительству также член вышеупомянутой организации, написал текст для будущей кантаты.
Именно на этот текст Бетховен должен был наложить музыку, что он любезно и сделал. Однако по неизвестным до сих пор причинам кантата так и не была исполнена во время. При этом в биографических источниках отмечается, что современники очень высоко оценили эту работу юного композитора.
Высокая оценка траурной кантаты «на смерть Иосифа Второго» подтверждается тем фактом, что буквально через год у Людвига заказывают уже другую кантату — но уже не траурную, а торжественную, на тему коронации Леопольда Второго — младшего брата покойного Иосифа. Поэтому, точная причина, почему кантата не была исполнена во время, не известна до сих пор.
Поездка Бетховена в Мергентхайм
Ну а осенью 1791 года Людвиг в составе придворной капеллы, а также в кампании с театральной труппой отправился в весьма приятное для него путешествие в Мергентхайм*. *Если боннская резиденция Максимилиана Франца предназначалась ему в качестве резиденции кельнского курфюрста, то в Мергентхайме находилась другая его резиденция, предназначенная ему, как главе Тевтонского ордена.
По пути в Мергентхайм (плыли они, кстати, на двух яхтах по реке Рейн и ее притоку Майн) капелла остановилась в небольшом городке Ашаффенбург, в котором располагалась летняя резиденция Фридриха Карла Йозефа фон Эрталя — предпоследнего правителя Майнцского курфюршества.
В Ашаффенбурге Людвиг со своими друзьями решил навестить коллегу — известного придворного пианиста, Иоганна Штеркеля. Тот, в свою очередь, дал концерт для своих гостей, поражая их своим мастерством игры на ф-но. Не отрывая свое внимание от игры Штеркеля, Людвиг с огромным любопытством наблюдал за его своеобразной изящной — можно даже сказать, дамской манерой исполнения.
Легенда гласит, что, закончив играть, Штеркель попросил Людвига сыграть что-нибудь свое. Однако упрямый пианист Бетховен по каким-то причинам отказывался садиться за инструмент.
В итоге Штеркель прибегнул к интересной хитрости. Он начинает говорить о написанных Бетховеном 24 вариациях на тему ариетты «Venni Amore» майнцского композитора Винченцо Ригини, отметив их чрезвычайную техническую сложность.
Коварный виртуоз Штеркель ехидно намекнул, что данное произведение Людвига сложно до такой степени, что даже сам автор вряд ли его сыграет. Дальше все выглядело весьма предсказуемо.
Бетховен просто не мог больше сопротивляться! Он сел за инструмент и сыграл эти вариации, а также некоторые другие свои произведения, удивляя слушателей своим пианистическим мастерством.
Парадоксальным было то, что Людвиг играл не в привычном для себя новаторском «бетховенском» стиле, а в той самой «дамской манере» Штеркеля, подражая только что увиденному стилю игры своего старшего коллеги.
В конце концов оркестр вместе с труппой доплыл до Мергентхайма и дал там несколько концертов. Восторгу слушателей не было предела! В частности, известный в то время музыкальный критик Карл Людвиг Юнкер отметил высочайшее мастерство сотрудников боннской капеллы.
Особенно он выделил великолепную игру духовиков, которые, по его словам, играли мастерски сплоченно, как-будто это был один человек. Кстати говоря, Юнкер неплохо разбирался в особенностях игры на духовых инструментах, так как сам великолепно играл на флейте.
Также Юнкер похвалил великолепного дирижера — им был друг Людвига и великолепный скрипач, Франц Рис. Особой похвалы со стороны музыкального критика удостоились братья Андреас и Бернард Ромберги.
Ну а молодого Людвига он, вообще, назвал "величайшим пианистом", сравнивая его с одним из сильнейших пианистов того времени — Георгом Йозефом Фоглером.
В общем, гастроли Бетховена в Мергентхайме прошли удачно и остались в его памяти вместе с другими добрыми воспоминаниями. Вернувшись в Бонн, Людвиг продолжил писать музыку, играть в оркестре, посещать вновь возобновивший свою работу боннский театр (теперь уже Национальный театр, снова под руководством Нефе) и приятно проводить время со своими друзьями.
Можно сказать, что, благодаря хорошим друзьям и собственному таланту, дальнейший фальстарт Бетховена в Вене (об этом далее) был предопределен. В радостной атмосфере Бонна Людвиг возмужал, как композитор: им восхищались, его ценили, он вырос интеллектуально и в конце концов занял достойное социальное положение.
Другие периоды биографии Бетховена:
- Предыдущий период: Первая поездка в Вену. Встреча Бетховена с Моцартом
- Следующий период: Переезд в Вену. Первые годы в Вене.
Биография Бетховена — вся информация о Биографии Бетховена