Детство Бетховена. Первые учителя

Приветствую, дорогие читатели фан-сайта, посвященного творчеству Бетховена. Начать раздел Биография было бы логично с детства великого композитора, как мы и поступим.

Содержание статьи:

Людвиг ван Бетховен в детстве


Небольшая предыстория

На самом деле о детстве Людвига известно не так много. Однако можно не сомневаться, что связь Бетховена с музыкой была, можно сказать, «предначертана» уже с самого раннего его детства, ибо некоторые представители его семьи были непосредственно связаны с музыкой. Но для полного понимания начать наш сегодняшний рассказ следовало бы с небольшой предыстории. Начнем мы, наверное, с города, в котором родился будущий великий композитор.

Итак, город Бонн, расположенный в западной части Германии, является частью земель Северной Рейн-Вестфалии. Река Рейн, протекающая в непосредственной близости к городу, безусловно придает ему шарма и очарования.

Сегодняшний Бонн представляет собой результат многовекового развития. За время своего существования он успел «скопить» поистине потрясающее количество достопримечательностей, среди которых можно выделить и знаменитый замок Комменде, и Соборную площадь, центр которой отмечен монастырем Святого Мартина, Музей арифметики и т.д...

Но нам с Вами город Бонн интересен по другой причине — именно здесь родился великий композитор, которому посвящен наш сайт.

Бонн - город, в котором родился Бетховен

Если копнуть глубже, то историю композитора следовало бы начать с того, что в 1733 году в придворную капеллу (оркестр) Бонна был приглашен музыкант Людвиг (в некоторых переводах Луиджи, Луи) ван Бетховен «Старший» — это был дедушка будущего великого композитора по отцовской линии.

Бонн в то время был столицей курфюршества Кёльн (одного из духовных княжеств, входящих в состав Священной Римской империи), в котором правителя (курфюрста) выбирали не граждане, а Церковь. Однако на практике, как правило, потенциальными правителями становились князья, либо архиепископы, являвшиеся родственниками текущих правителей, а также иные ставленники Римского Папы и императора Св. Римской империи (столицей самой империи была Вена).

Правителем Кёльнского курфюршества в те времена был архиепископ Клеменс Август Баварский (1700—1761) из могущественного немецкого феодального рода Виттельсбахов.

Нельзя сказать, что Клеменс Август был невероятно талантливым политиком и умнейшим человеком своего времени, да и в принципе, подробности его биографии нас не сильно интересуют. Но в контексте настоящего выпуска следует отметить, что курфюрст известен строительством большого числа дворцов, замков и других памятников культуры, а также любил соколиную охоту, музыку, танцы и другие развлечения (что ему еще оставалось, когда всю работу за него делали подчиненные — почти все жители Бонна так или иначе трудились во благо местного правителя). Нам же с Вами данный персонаж интересен тем, что именно он, побывав на фламандских землях, заметил талантливого вокалиста Бетховена-старшего, после чего последний, очевидно, был приглашен в Бонн.

Портрет Деда Бетховена

Поселившись в Бонне, Людвиг-старший служил в придворной капелле курфюрста на должности певца-басиста.

На изображении рядом Вы видите портрет дедушки Бетховена, написанный в 1773 году.

Единственную известную картину боннского скульптора и резчика по дереву Леопольда Раду (также известен, как Вильгельм Амелиус Раду) будущий великий композитор Бетховен будет хранить до конца жизни, как память о своем дедушке — уважаемом в Бонне музыканте, которого он мог видеть лишь в раннем детстве.

Эпоха далеко не самого эффективного политика Клеменса Августа была тем не менее весьма комфортной для обычных жителей Бонна. Город и двор процветали, искусство раздавалось отовсюду. Однако все эти развлечения, к сожалению, финансировались за счет долгов, заимствованных, в основном, у Франции. Когда в 1761 году Август скончался, экономическое положение Бонна находилось на грани катастрофы.

В связи с этим новый курфюрст Максимилиан Фридрих Кенигсегг-Ротенфельский был вынужден провести серьезные экономические ограничения, которые также коснулись и музыкантов капеллы (несмотря на высочайший интерес нового курфюрста к науке, искусству и идеям просвещения в целом).

Действующий руководитель придворной капеллы Тушумулен подал в отставку, оставив вакантное место, а талантливый вокалист Бетховен не побрезговал воспользоваться этим шансом. Его прошение было принято, и Бетховен-старший отныне становится новым капельмейстером при дворе кёльнского курфюрста на долгие годы вперед.

Еще до этого высокого назначения порядочный, трудолюбивый и весьма талантливый музыкант Людвиг-старший был узнаваем среди боннских жителей, а теперь, после получения такой высокой должности, уважение к нему у местных бюргеров возросло: его узнавали прохожие, с ним здоровались, ему вежливо кланялись при встрече на улице.

Хотя дедушка Бетховена не купался в золоте, всё же голодать в те времена ему не приходилось.

Семейный бюджет руководителя придворной капеллы (в случае Бетховена выполнявшего также обязанности вокалиста и дирижера) помимо официального жалованья пополнялся также и доходами бизнеса, связаного с торговлей рейнским и мозельским вином, которое Бетховен-старший, судя по всему, продавал не только локально, но также и экспортировал в родную Фландрию.

Данная деятельность поначалу не составляла музыканту значительного труда, так как в его владении было всего 2 небольших винных погреба, а непосредственно продажей вина занималась, в основном, его супруга Мария Йозефа Поль (в некоторых переводах Полл, Балль или Болл) — соответственно, бабушка будущего великого композитора по отцовской линии.

Однако стоит отметить, что торговля алкогольным напитком вкупе с некоторыми трагическими обстоятельствами (включая смерть двух первых детей) постепенно способствовала развитию у супруги Людвига-старшего страсти к алкоголю. Ситуация в конечном итоге дошла до того, что придворный капельмейстер был вынужден отослать свою супругу в монастырский приют до конца ее дней, ибо пристрастия супруги негативно отражались на авторитете уважаемого музыканта и подавали плохой пример их единственно выжившему сыну — Иоганну, который в последствии станет отцом Людвига-младшего — будущего великого композитора (впрочем, к сожалению, в будущем Иоганн всё-таки перенял дурную наследственность).

Мария Магдалина, дочь руководителя придворной кухни из Кобленца (Трирское курфюршество), вышла замуж за Иоганна ван Бетховена, когда ей было 19 лет. Стоит отметить, что для девушки это был уже второй брак — первый ее супруг скончался примерно через год после женитьбы.

Семья Кеверих (девичья фамилия матери Людвига) хоть и не была баснословно богатой, но всё же по общественному положению формально стояла ничуть не ниже семьи Бетховенов — среди ближайших родственников Марии Магдалины были торговцы, советники и даже сенаторы. Что касается личных качеств матери Бетховена — современники отмечают ее необычайно добрый характер, трудолюбие и то, как она стремилась сделать детство сыновей как можно более беззаботным.

Считается, что Людвиг-старший противился бракосочетанию Иоганна с Марией Магдалиной (или Леной, как ее называли близкие) и, более того, по некоторым данным, уважаемый капельмейстер отказался присутствовать на церемонии бракосочетания собственного сына и принял решение жить отдельно от семьи Иоганна (хотя по сути, жил через дорогу на той же улице).

Однако нет никаких сомнений в том, что позже уважаемый музыкант поменял свое мнение о невестке в лучшую сторону, и сама Мария Магдалина оставила в памяти своего сына Людвига лишь положительные воспоминания о его дедушке, которого Людвиг мог видеть лишь в ранние годы своего детства.

На картинке ниже изображены супруги Иоганн и Мария Магдалина ван Бетховен (хотя подлинность этих изображений доказать невозможно, но это единственное, что у нас есть).

Родители Бетховена

Будущий великий композитор Людвиг-младший был вторым из семерых детей Иоганна и Марии Магдалины, учитывая то, что их первенец прожил лишь несколько дней (к сожалению, выживаемость младенцев в те времена была крайне низкой, ввиду совершенно иного, по сравнению с современным, уровня медицины и совершенно других санитарных условий). Что касается младших братьев Бетховена — из них также выживут лишь двое — Каспар Антон Карл, родившийся через 4 года, а также Николаус Иоганн, родившийся спустя 6 лет после появления на свет самого Людвига.


Где и когда родился Бетховен

Как и дедушка с бабушкой, родители будущего великого композитора венчались в церкви Святого Ремигия, что была неподалеку от их дома в Бонне. Там же 2 апреля 1769 года был крещен их первенец Людвиг Мария ван Бетховен, проживший всего 6 дней. Именно в этой же церкви затем крестили второго сына — Людвига, родившегося накануне. Однако данная церковь не сохранилась вследствие пожара — уже при жизни Бетховена на ее месте построили церковь поменьше.

Бетховен появился на свет в доме, расположенном по адресу «Bonngasse, 363» (с 1793 года «Bonngasse, 515»). Этот, один из немногих сохранившихся по сей день боннских домов 18-го века в наши дни располагается по адресу «Bonngasse, 20», а  в самом доме представлен замечательный музей «Бетховен-Хаус».

Именно в этот дом (точнее, в его садовое крыло) после женитьбы в 1767 году переехала семья Иоганна (его отец Людвиг-старший, на тот момент пока еще возражавший против брака сына с Марией Магдалиной, жил в доме по диагонали напротив). Каменный фасад этого дома, выполненный в стиле барокко, был возведен над подвалами XII или XIII века. На первом этаже располагались кухня и подсобное помещение, под которым находился погреб. На втором этаже находились две небольшие комнаты и более крупная. Спальни же располагались на мансарде (считается, что именно там родился будущий великий композитор).

Говоря о дате рождения самого Людвига ван Бетховена, наверное, следует упомянуть сразу две даты:

  • 16.12.1770 — вероятный день, когда родился Людвиг (допускается также 15 декабря, но с меньшей вероятностью);
  • 17.12.1770 — точно известный день, когда Бетховена крестили (по обычаям тех времен младенцев должны были крестить в течение первых суток после рождения, в связи с чем мы по логике и предполагаем рождение Бетховена в примерный срок с 15 до 17 декабря).

Дом, где родился БетховенКрестным отцом будущего великого композитора согласился стать его дед Людвиг-старший, несмотря на длительную ссору со своим сыном. Само праздничное событие отмечали у крестной матери Бетховена — Анны Гертрудис Баумс (урожденной Мюллер), в соседнем доме «Им Морен» (с 2004 года в этом месте располагается «Виртуальный Дом Бетховена»).

Считается, что отношение дедушки Бетховена к своей невестке существенно потеплело именно после рождения Людвига-младшего, после чего пожилой капельмейстер неоднократно навещал семью своего сына в этом доме на Бонгассе.

Стоит отметить, что сам композитор полагал, что его истинный год рождения — 1772 и упорно настаивал на этой дате. Однако все материалы того времени доказывают, что Бетховен ошибался, и родился он все-таки в 1770 году.

Первые годы своего детства Людвиг провел вместе со своей семьей в гармоничной и плодотворной атмосфере Бонна. Иоганн Бетховен (отец) имел, в принципе, удовлетворительное финансовое положение, однако позволить себе жить в роскоши он не мог. Людвиг-старший, дед будущего композитора, в той или иной степени оказывал материальную поддержку семье своего сына.

Однако подобная гармоничная атмосфера плавно угасает после смерти Людвига-старшего 24 декабря 1773 года (прямо на Рождество).

Без поддержки отца Иоганну становится гораздо сложнее обеспечить свою семью. Хотя долги Людвига-старшего, доставшиеся Иоганну по наследству, полностью компенсировались тем состоянием, которое перешло вместе с ними, все же семью Иоганна нельзя было назвать богатой. Да и постепенно развивавшееся пристрастие Иоганна к алкоголю, видимо, требовало больше денег, чем посредственный «тенор» Иоганн мог заработать в капелле.

В 1774 году семья Бетховена переехала в дом на площади «Auf dem Dreieck» (в настоящее время Dreieck, 6), где в апреле этого же года родился Каспар (брат Людвига). Однако в том же году произошел еще один переезд, на улицу "Neugasse, 912" (с 1793 года № 992, а в наши дни — Rathausgasse). Возможно, семья Иоганна хотела жить поближе к приходской церкви Св. Ремигия, рыночной площади и замку. Однако, когда 15 января 1777 года замок сгорел, новый дом сразу же оказался под угрозой.

Вскоре после этого семья вернулась во все еще пустующую квартиру на Рейнгассе в доме, известном, как «Zum Walfisch», принадлежавшем местному пекарю-булочнику, Теодору Фишеру (в этом доме позже появится на свет другой брат Бетховена — Николаус Иоганн), который, по некотором данным, был одноклассником Иоганна ван Бетховена (в это верится с трудом, так как Фишер был на 8 лет старше Иоганна).

Дом-булочника-ФишераНа самом деле в дом Фишера Бетховены переезжают далеко не впервые.

Некоторые данные свидетельствуют, что именно в этом доме проживал Людвиг-старший еще с самого переезда в Бонн и вплоть до 1767 года (очевидно, до женитьбы сына), за исключением краткосрочного его переезда в 1738 г. в маленький домик на улице Wenzelgasse, 518 (с 1793 года Wenzelgasse 476, сегодня Wenzelgasse 25). В дальнейшем, за исключением двух коротких перерывов, семья Иоганна ван Бетховена проживет здесь до середины мая 1787 года.

Сам дом Фишера располагался на улице Rheingasse, 966 (с 1793г — Rheingasse 934), названной в честь реки Рейн.

Поскольку дом был одним из самых высоких в Бонне, с его мансарды открывались невероятно красивые виды на Рейн и горные пейзажи Зибенгебирге. Видимо, именно здесь начала проявляться любовь маленького Людвига к природе.

В наше время этого дома больше нет — он был уничтожен в 1944 году во время авианалета, а по новым картам должен находиться примерно в районе дома №24 по той же улице (сейчас по соседству с этим адресом находится гостиница «Бетховен»).

В дальнейшем мы узнаем, что один из первых друзей будущего композитора Готфрид Фишер, сын того самого булочника Фишера (продолживший дело отца), вёл дневник, в котором описывал, как маленький Бетховен, сидя у окна, наблюдал за этими пейзажами, едва ли не погружаясь в транс. Но при этом, по словам того же Фишера, Людвиг не был каким-то скучным и меланхоличным, а напротив, был тем еще «живым» и озорным мальчишкой.


Начальное «общее» образование Бетховена

По запискам сына булочника Фишера мы узнаем, что в возрасте до 6-7 лет (возможно, что с еще более раннего возраста) Людвиг ходил в начальную школу, уроки в которой вёл некий Хупперт (Фишер, видимо, ошибся с фамилией. Настоящая фамилия учителя — Рупперт или Рупперц) в доме №890 по улице Neugasse (в наши дни улица называется Rathausgasse), примыкавшей к улице Rheingasse, где находился дом Фишеров.

Чуть позже, по словам Фишера, маленький Людвиг посещает уроки в монастырской школе при Боннском соборе (известен сейчас как «Bonner Münster» или, на английском, «Minster», а в те времена являлся коллегиальной церковью боннских мучеников — святых Кассия и Флоренция, над могилами которых и была построена церковь).

После монастырской школы мальчика отдают в школу под названием «Тироцинум» — по-видимому, это было чем-то вроде подготовительной школы для поступления в гимназию. Известно лишь то, что преподавательская методика в этой школе отличалась значительным напором на зубрёжку детьми «церковной» латыни и других теологических текстов. Также из этого периода мы знаем, что математика давалась Людвигу с большим трудом. Впрочем, простейшие арифметические действия были для Бетховена большой проблемой даже во взрослом периоде его жизни.

В некоторых интернет-источниках часто диктуется мнение (от редактора: на мой взгляд, ошибочное), что с детских лет Людвигу очень легко давались гуманитарные науки, языки (итальянский, французский) и, в частности, мальчик якобы знал латынь на уровне, достаточном для чтения и понимания чуть ли ни трудов Цицерона в оригинале. Однако лучший друг его детства Вегелер позже опровергнет эту информацию, отметив, что в школе Бетховен научился лишь чтению и письму, а также вызубрил несколько фраз на латыни, не сильно вникая в их семантическое содержание. Впрочем, мы точно знаем, что в более взрослом периоде жизни Бетховен очень любил читать книги. Эта, назовем ее «хорошей», привычка Бетховена будет преследовать его до самых последних дней жизни.

В любом случае должного «общего» образования Бетховен так и не получил.

С одной стороны, на это повлияло не самое лучшее финансовое положение Иоганна, а с другой, отец Бетховена, вдохновленный колоссальным успехом Леопольда Моцарта (отца великого композитора) и, очевидно, обнаруживший музыкальный талант ребенка, посчитал гораздо более важным воспитать в нём профессионального музыканта, а не ученого.

Поэтому, когда Людвигу было 10-11 (по другим данным, 13) лет, Иоганн прекратил обучение своего сына в школе, значительно усилив акцент на его занятиях музыкой.

Более того, в случае Бетховена отсутствие должного «общего» образования вряд ли было такой уж серьезной проблемой. С одной стороны, мы знаем, что в 1773 году Папа римский Климент XIV ввиду накопления оппозиционных настроений был вынужден начать процесс упразднения «ордена иезуитов», положив при этом конец их традиционной монополии в образовании (в Бонне иезуитская школа была преобразована в новую государственную школу, названную «Академией»). По всей Германии начали пробуждаться драматургия, художественная литература и философия (многие называют эту эпоху «Goethezeit», в честь Гёте, который в тот период был одним из самых влиятельных писателей). С другой стороны, несмотря на более прогрессивный подход к образованию, всё же школьное образование того времени не было лишено излишней казуистики и воспитывало (а по сути, дрессировало) в детях не сколько будущих ученых, сколько будущих профессиональных подданных.

Следовательно, можно сказать, что Бетховен не так уж и много потерял, учитывая, что уже с детства проявлявший непослушность к «системным» правилам и известный стремлением к свободе от навязанных установок поведения юный музыкант, обладавший уже тогда навыками критического мышления, вряд ли смог бы подчиниться тем установкам, которые ему и другим детям навязывали в школе. Бывший одноклассник Бетховена Вюрцер вспоминал, что маленький Людвиг, зачастую выглядевший грязным и неопрятным, постоянно игнорировал школьные инструкции и был поглощен своими мечтами (а также отметил, что в тогдашнем Бетховене не было и следа той искры гениальности, которая так ярко вспыхнула в нем впоследствии).

В любом случае более углубленное знакомство с литературой, наукой и философией Бетховен более, чем с запасом наверстает в доме у Брёйнингов и во время обучения у Нефе (об этом поговорим чуть позже), а также в более взрослом периоде жизни (напомним, что чтение композитор очень любил).

В будущем уже взрослый Бетховен, осознававший пробелы своего раннего образования, не упустит ни единой возможности совершенствоваться в своем познании окружающего мира. После переезда в столицу империи — Вену он нередко будет встречаться не только с литераторами, но и с другими представителями высшего общества, которые, со своей стороны, не будут пренебрегать его приемом и с удовольствием будут обсуждать с музыкантом различные «высокие» темы. Бетховен обязательно наверстает упущенные знания. Пробелы в изучении иностранных языков композитор также наверстает: в зрелые годы своей жизни Бетховен знал итальянский и французский если не на уровне носителей, то как минимум разговоры на житейские темы давались ему без особых проблем.

Разве что с математикой Бетховен так и не сможет подружиться никогда. Банальному умножению композитор предпочитал последовательное сложение чисел даже во взрослом периоде жизни. Впрочем, с орфографией у композитора также были некоторые проблемы, хотя в те времена это не считалось ничем дурным.


Начальное музыкальное образование

Главным инициатором обучения Бетховена музыке был его отец Иоганн. Будучи хоть и не выдающимся, но в принципе неплохим вокалистом-тенором (помимо этого игравшем на скрипке, альте и клавесине), Иоганн запечатлелся в большинстве биографических источниках прежде всего, как якобы алкоголик, терроризировавший своего талантливого сына в целях воспитать “второго Моцарта”, дабы заработать славу и денег на его имени (ред.: анализ разных биографических источников все же наводит меня на мысли, что рассказы о пьянстве Иоганна в те времена значительно преувеличены. Конечно, отец Бетховена иногда употреблял алкоголь, но назвать его «пьяницей» в тот период, вероятнее всего, было бы преувеличением. Данная проблема, однако, станет по-настоящему значимой уже после смерти любимой супруги Марии Магдалины в 1787 году).

Традиционно считается, что, обучая маленького Людвига игре на скрипке и клавесине, угрюмый и непредсказуемый Иоганн, будучи (вероятно) его первым учителем, проявлял избыточную строгость, иногда даже применяя силу к будущему великому композитору за каждую его ошибку. Это отчасти объясняется тем, что Людвиг, в отличие от своего старшего коллеги Моцарта, не был вундеркиндом, а поэтому не мог усваивать тот объем музыкальных навыков, который ему навязывал отец. Впрочем, и Иоганн не был таким же талантливым педагогом, как Леопольд Моцарт, да и таковых экономических ресурсов, как у последнего, у Иоганна не было (Леопольд Моцарт занимался не только обучением своего сына, но также и тем, что сегодня мы называем «пиаром», и делал он это весьма успешно).

Однако утверждение о жестокой преподавательской манере Иоганна весьма дискуссионно. Ведь по логике вещей, если бы занятия и впрямь проходили настолько жестоко, у маленького ребенка вполне могло возникнуть отвращение к музыке, а произошло, как мы знаем, с точностью наоборот. В любом случае стоит отметить, что уроки музыки, которые отец преподавал маленькому Людвигу (хоть и с избыточной строгостью и отсутствием грамотной методологии), безусловно сыграли немалую роль в воспитании будущего гения.

Стоит также отметить, что любые попытки маленьким Людвигом импровизировать и сочинять музыку были тут же пресечены: отец Бетховена категорически не верил в композиторский талант сына, пытаясь вырастить его музыкантом-виртуозом (именно в этом он пытался подражать Моцарту, но никак не в композиторском мастерстве зальцбургского Гения), заставляя тем самым Людвига играть исключительно по нотам. Так продолжалось, по-видимому, вплоть до обучения Людвига у маэстро Нефе (об этом чуть позже)

Музыкальные достижения маленького Бетховена прогрессировали хоть и не с такой же невероятной скоростью, как это было в аналогичном возрасте у Моцарта, но все же этого было достаточно, чтобы уже в 7 лет мальчик играл на концертах в Кёльне при дворе тогдашнего курфюрста — Максимилиана Фридриха Кенигсег-Ротенфельского.

Однако, судя по всему, особый, как сейчас говорят, «вау-эффект» на публику мальчик тогда еще не произвел (даже несмотря на то, что Иоганн умышленно «снизил» возраст своего сына более, чем на год, пытаясь представить его вундеркиндом, которым Людвиг, увы, не являлся. Кто знает: может быть, именно из-за этого в будущем Бетховен будет считать, что он на 2 года младше?).


Первые учителя

Понимая необходимость повышения качества музыкального образования своего сына, Иоганн начал привлекать и других педагогов. Всего за период детства Людвига обучали как минимум 5 преподавателей.

Одним из них был Эгидиус (Гиллес) ван дер Эден — старенький органист капеллы, а также земляк и друг тогда уже покойного дедушки Бетховена Людвига-старшего, с которым они работали еще в Льеже, за год до почти одновременного их переезда в Бонн (Эден также был свидетелем на бракосочетании Бетховена-старшего). Он, по просьбе Иоганна, стал преподавать Людвигу, причем (судя по всему) бесплатно.

Другим известным для нас педагогом маленького музыканта после Эдена стал весьма талантливый и очень разносторонний музыкант и актер театра Гроссмана, вокалист-тенор Тобиас Пфейфер.

Хотя последний был достаточно талантливым музыкантом и играл на разных инструментах, некоторые биографические источники описывают его уроки, как не менее жестокие, чем уроки Иоганна. В частности, по некоторым данным, для него якобы было обычным делом напиться алкоголя вместе с Иоганном, а ночью вдруг вспомнить, что «сегодня он забыл провести урок с его сыном». В процессе такого «обучения» Пфейфер якобы мог просто разбудить спящего Людвига, которого со слезами силой тащил к клавесину. Иоганн же, в свою очередь, только одобрял подобную манеру преподавания.

Однако не все источники склонны этому верить. В частности, известно, что Бетховен, как позже выяснится, более, чем положительно относился к этому педагогу и в будущем, переехав в Вену, даже отблагодарил Пфейфера, отослав ему некую финансовую помощь (от редактора: положительным отзывам самого Бетховена о Пфейфере я верю больше, чем биографам, рассказывающим о якобы «жестокости» этого педагога). Занятия с данным педагогом, однако, проводились не долго: Пфейфер через некоторое время заболеет, а потом и вовсе покинет город.

Следующим педагогом, которого следовало бы отметить, был органист Виллибальд Кох. Мы не знаем, насколько хорошим педагогом он был для маленького музыканта, но знаем, что именно в это время Людвиг уже неплохо играл на органе. Более того, в моменты, когда у Коха из-за недостатка времени не получалось играть на органе (он был монахом в монастыре францисканцев и играл во время церковной службы), маленький Бетховен мог заменять его.

Еще одним педагогом Людвига, возможно, был и другой монах, Гермолаус Ганцманн, служивший в монастыре миноритов. Известно только то, что отношение Людвига к этому монаху было не самое лучшее, хотя считается, что органистом он был неплохим. Но очевидно, что юного Бетховена притягивал не Ганцманн, а орган, на котором он играл (этот инструмент был куда крупнее, нежели орган церкви францисканцев, на котором работал Кох). Известно, что в более позднее время Ганцманн вовсе оставит религиозную службу, женится и станет судьёй боннского трибунала французской оккупационной армии.

Известный бетховенист Александр Уилок Тейер сообщает, что в 1880 году Бетховен также изучал игру на органе у некоего Цензера (в некоторых источниках Цензен), органиста боннского собора.

Очень важно было бы упомянуть Франческо Ровантини, который некоторое время преподавал Людвигу скрипку и альт. Франц Георг (так звучало его имя на немецком) вот-вот собирался жениться на Цецилии Фишер (дочери хозяина дома, в котором жили Бетховены), и судя по всему, любовь их была взаимной. Однако, по трагическим обстоятельства, молодой человек скоропостижно скончался в 1781 году.

Кстати говоря, семьи Ровантини и Бетховен были родственными. Бабушка Ровантини по материнской линии Мария Магдалина Даубах (1699—1762) и бабушка по материнской линии Людвига Анна Клара Кеверих (1704—1768) были дочерьми Якова Весторфа и его жены, Марии Магдалины. 

Не менее важный вклад в обучение Бетховена игре на скрипке в будущем приложит скрипач-виртуоз Франц Антон Рис, которому посвящена отдельная статья на нашем сайте.

Через некоторое время после смерти Ровантини в Бонн из Голландии прибыла его сестра, прислуживавшая няней в семье одной богатой голандской вдовы, которая прибыла в Бонн вместе с ней и со своей дочерью. Они пробыли в доме у Бетховенов около месяца, периодически осматривая достопримечательности Бонна и его окрестностей.

Эта богатая женщина, чье имя, к сожалению, не известно, одна из первых обратила внимание на талант маленького Людвига и, видимо, в ответ на гостеприимство семьи Бетховен, пригласила их в Роттердам. Предложение было любезно принято, однако отец маленького музыканта Иоганн не мог оставить придворные обязанности, в связи с чем в путешествие отправились только Людвиг и его мать. Это была зима 1781 года. В очень холодную погоду они отправились в плавание на север по реке Рейн в сторону Роттердама.

О подробностях выступлений маленького Бетховена известно очень мало. Очевидно, восторженная госпожа организовала несколько мероприятий, которые позволили юному таланту проявить себя. Некоторое время они пробыли в Роттердаме, где Бетховен играл в «великих» домах, удивляя местных аристократов своими способностями.

Он также выступил на фортепиано в Королевском дворе Гааги 23 ноября, где ему заплатили 63 флорина – намного больше, чем кому-либо другому, участвовавшему в мероприятии. Очевидно, там же Людвиг познакомился со скрипачом и композитором Карлом Стамицем из Мангейма, и они, возможно, даже играли вместе. Стамиц, судя по всему, был первым «звездным» музыкантом такого уровня, повидавших Бетховена в детстве.

Тем не менее, несмотря на (видимо) высокую оценку таланта Бетховена местными аристократами, а также на такую высокую оплату одного из выступлений, общий гонорар за всю эту поездку, видимо, оказался достаточно скромным. Сам Бетховен позже назовет голландцев «скрягами» и пообещает никогда туда не вернуться (обещание он сдержал).


Нефе — важнейший боннский учитель Бетховена

Так уж получилось, что с 1779 года в Бонне поселилась замечательная театральная труппа Гроссмана, музыкальным руководителем которой был Кристиан Готлоб Нефе (кстати, именно вместе с труппой Гроссмана в Бонн прибыл упомянутый выше Тобиас Пфейфер).

А после смерти в 1782 того самого Эдена, некоторое время назад обучавшего маленького Людвига игре на органе, Нефе становится придворным органистом (стоит отметить, что последнюю должность Нефе получил с большим трудом, ибо не принадлежал к католической церкви, но все же, благодаря его профессионализму, ему это удалось), продолжая при этом работу музыкальным руководителем театра Гроссмана.

Кристиан Готлоб Нефе

Неприметный меланхоличный горбун, но в то же время известный в те времена композитор, образованный юрист, публицист, член ордена Иллюминатов (основавший в Бонне собственную ложу) и, в общем, блестящий педагог Нефе взялся за обучение маленького Людвига, сразу же осознав силу способностей юноши. Последний, в свою очередь, благодаря своему таланту и быстрой обучаемости в скором времени станет неофициальным помощником органиста Нефе, иногда заменяя его на работе.

Без сомнений, Нефе не только обучал Бетховена музыкальным дисциплинам, но также и привил ему любовь к литературе и философии, в чем сам был очень силен. Нефе был очень важным педагогом и разносторонним наставником для Людвига, и во многом, благодаря ему, талант юного музыканта развивался очень интенсивно.

Именно Нефе привил Людвигу любовь к творчеству Генделя и Баха. Стоит отметить, что в те времена о знаменитом «ХТК» Баха мало, кто знал — эти произведения были особенно редкими (в печати) и практически недоступными и поэтому чрезвычайно ценными для любого музыканта.


Первые произведения будущего гения

Именно при Нефе и не без его авторитетного взгляда со стороны молодой Людвиг пишет первые сочинения. Это были 9 вариаций, написанных для ф-но (1783). В качестве темы для вариаций Людвиг взял «Марш» Эрнста Дресслера — кассельского оперного певца, о котором сейчас почти ничего не знают:

Вообще, до конца жизни Людвиг очень любил этот жанр (вариации). Оно и понятно — будучи просто гениальным импровизатором, Бетховен мог взять за основу любую тему и, сидя за фортепиано, бесконечно развивать эту тему в любой тональности.

Буквально после сочинения этих Вариаций Людвиг создает 3 сонаты для клавира, посвятив их тогдашнему курфюрсту — уже старенькому Максимилиану Фридриху. Эта работа начинающего композитора также была произведена под присмотром Нефе (который, вероятно, являлся автором текста посвящения. Да и в целом, как публицист, в своих статьях Нефе неоднократно упоминал имя своего талантливого ученика, пророча ему успешное будущее).

Параллельно с обучением у Нефе Людвиг очень сильно интересуется театральной жизнью Бонна. Особенного его привлекала вышеупомянутая труппа Гроссмана, находившаяся на тот момент в Бонне. Кстати, у этой труппы был собственный оркестр, по составу не отстающий от придворной капеллы Бонна. Учитывая то, что музыкальным руководителем театра был учитель Людвига (Нефе), юный и весьма любопытный Бетховен имел возможность наблюдать за репетициями и выступлениями труппы.

Есть данные (неподтвержденные), что несколько раз Людвиг даже подрабатывал в этом театре. Он любил общаться с участниками труппы, лично разучивал вместе с ними вокальные партии и получал от этого огромное удовольствие. Безусловно, тесная связь с труппой Гроссмана также отразилась на воспитании Бетховена. Особенно на маленького музыканта повлияла сильнейшая дисциплина, царившая в этой труппе. Также, во многом благодаря этой труппе, Людвиг знакомится с оперным искусством разных стран.


Первая официальная должность

В 1784 году Максимилиан Фридрих умирает, и на смену ему приходит другой курфюрст — эрцгерцог Максимилиан Франц Австрийский, член императорской семьи (младший сын Марии Терезии из могущественной династии Габсбургов). Поскольку новый 27-летний курфюрст уже четыре года знал о своей будущей должности, данное событие ни для кого не стало неожиданностью, но для Кёльнского курфюршества оно означало окончательный разрыв многолетних исторических связей с французами и полный разворот в сторону габсбургской Вены.

Через некоторое время новый курфюрст решил провести экономически выгодные кадровые изменения, которые коснулись и сотрудников капеллы (новый правитель потребовал у своих советников информацию обо всех работниках капеллы — всего их было 36).

Вместе с кадровой реформой новый курфюрст также вводит экономические ограничения по отношению к деятельности «национального театра», в котором теперь с гораздо более редкой периодичностью будут выступать лишь приезжие актеры, учитывая, что театральная труппа Гроссмана, музыкальным руководителем которой был Нефе, немногим ранее была распущена в виду трагических событий (сначала при родах умерла Каролина, супруга Гроссмана и важная актриса этой труппы; а затем последующая смерть Максимилиана Фридриха и, как следствие, длительный траур по предыдущему курфюрсту полностью остановили театральную жизнь Бонна, в виду чего известная театральная труппа более не могла существовать и разъехалась по разным городам). Лишь через несколько лет, в 1789 году, боннский Национальный театр получит новую жизнь.

Один из советников нового курфюрста предложил ему уволить протестанта Нефе с должности придворного органиста и назначить вместо него юное дарование — Бетховена. Учитывая то, что Людвиг в то время работал бесплатно, с точки зрения советника, молодой органист мог бы «с удовольствием работать за жалованье в 3 раза меньше, чем его учитель». Тем более, что Людвиг к тому времени очень неплохо играл на органе и мог вполне заменить своего учителя, ибо для исполнения не самого сложного «церковного» репертуара навыков Бетховена было бы вполне достаточно. 

Этот советник, мягко говоря, недолюбливал Нефе из-за религиозных взглядов последнего. Это в принципе и объясняло тот факт, что гораздо менее ценного для капеллы Иоганна Бетховена (отца Людвига), уже тогда злоупотреблявшего алкоголем, он уволить не просил, хотя и сам, вероятно, признавал низкую пользу «посадившего» голос тенора для придворной капеллы. Да и, вообще, судя по всему, к Бетховенам он относился очень положительно.

Однако Максимилиан Франц, несмотря на очевидную экономическую выгоду, оставил уважаемого музыканта Нефе на должности, но при этом сократил ему жалованье в 2 раза, с 400 флоринов в год до 200 (а учитывая, что работа с труппой Гроссмана также была прекращена, по словам супруги Нефе, музыкант потерял в общей сложности около 1000 флоринов годового дохода). Более того, Людвига он теперь официально поставил на должность «помощника органиста» (с 27 июня 1784 года) и с этих пор молодой музыкант уже получает за это деньги (150 флоринов в год).

Несмотря на то, что жалованье юного Бетховена фактически было «отобрано» у его учителя, сам Нефе не испытывал никаких негативных эмоций по отношению к своему ученику, прекрасно осознавая, что могло быть гораздо хуже. Известно, что о новом назначении Бетховена музыкант отзывался лишь положительно, с душевной теплотой. Тем более, что чуть позже новый курфюрст, видимо, более подробно изучив достижения и признав талант ранее «пониженного» им же музыканта, поднял жалованье Нефе до прежней суммы после издания декрета от 8 февраля 1785 года (да и дополнительный доход от работы с другими учениками и печатания прессы не оставил Нефе без средств, необходимых для существования).


Немного о друзьях детства Бетховена

Положительное влияние на юного Бетховена безусловно оказывали и его близкие друзья. Будущий врач Франс Герхард Вегелер стал близким другом Людвига и оставался им до конца жизни великого композитора.

В список близких друзей Бетховена с 1783-84 годов и до самого конца жизни также входили Элеонора Брёйнинг, которая позже стала женой Вегелера, а также ее братья: Кристоф, Стефан и маленький Лоренц (Ленц). Кстати, впоследствии Элернору и Ленца молодой Людвиг обучал игре на фортепиано.

Брёйнинги, будучи представителями не только благородной, но также образованной и культурной семьи, стали для Бетховена, как родными. Бетховен почти ежедневно гостил в их доме на Соборной площади, иногда оставаясь на ночь.

Елена фон БрёйнингМать этих замечательных детей, Елена фон Брёйнинг (на изображении), потерявшая несколько лет назад своего супруга (глава семьи Эмануэль Йозеф фон Брёйнинг, придворный советник курфюрста, героически погиб, спасая важные документы во время пожара во дворце курфюрста 15 января 1777 года, унёсшего жизни 21 человека), относилась к другу своих родных детей, как к собственному сыну, за что позже местные жители будут называть ее «второй матерью» Бетховена.

Образованная, интеллигентная женщина сразу же дала юному Бетховену понять, что между ним и ее «благородными» детьми дворянского происхождения нет никакой сословной разницы.

Именно с помощью Елены юный Бетховен во многом преодолел чрезмерную застенчивость и научился более изысканным светским манерам. По словам Вегелера, семья Брёйнинг способствовала развитию страсти Бетховена к литературе и поэзии на протяжении всей жизни.

На этом мы заканчиваем выпуск о детском периоде биографии Бетховена, хотя в дальнейшем о каждом персонаже из жизни Людвига мы сделаем отдельные выпуски.

А сейчас рекомендуем ознакомиться с другими периодами жизни великого композитора.


Биография Бетховена — вся информация о Биографии Бетховена

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Важно!!!
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы даете согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.