Сегодня мы кратко поговорим о биографии Каспара, одного из братьев великого Бетховена.
Каспар Антон Карл (далее Каспар¹) — один из двух младших братьев Людвига, второй из трех выживших сыновей Марии Магдалины и Иоганна ван Бетховена.
- На самом деле этого человека можно также называть «Карлом» — оба варианта имён допустимы. Однако мы будем использовать в тексте имя "Каспар", так как имя «Карл» может вызвать у читателей ассоциации с другим Карлом — его родным сыном, названным в честь отца. Однако следует отметить, что при жизни этого человека называли обоими именами. При этом, имя «Карл» чаще использовалось после его переезда в Вену в 1794 году.
Описаний внешности Каспара среди литературы очень мало. По словам Карла Черни, он был низкого роста, рыжеволосый, некрасивый.
Как и его знаменитый старший брат, Каспар родился в Бонне. Свою мать потерял в возрасте 13 лет, и после этого некоторое время был под опекой предварительно вернувшегося из Вены старшего брата, Людвига.
Мы очень мало знаем о детстве самого Людвига, ну а о детстве гораздо менее известного Каспара мы знаем еще меньше.
К сожалению, найти портреты с изображением Каспара нам не удалось — возможно, их и не существует в природе.
При любом поиске этого изображения поисковые системы и биографические сайты по ошибке выдают фотографию портрета другого Карла — его родного сына (эту фотографию Вы увидите внизу статьи), что наводит путаницу для пользователей.
Карьера Каспара
Тем не менее, мы точно знаем, что в 1794 году, то есть, спустя 2 года после переезда Людвига в Вену (подробнее об эпизоде), двадцатилетний Каспар тоже переехал в музыкальную столицу.
Известно также, что Каспар, не предавая семейную традицию, активно занимался музыкой. Конечно же, музыкальные данные Каспара на фоне титанического таланта его старшего брата были просто ничтожными. Однако во многом, благодаря имени Людвига, он мог зарабатывать в Вене хоть какие-то деньги на жизнь.
Ведь, несмотря на то, что в первые годы, проведенные в Вене, Бетховен не был знаменит в качестве композитора, его все же знали, как непревзойденного пианиста-виртуоза, не имеющего конкурентов. Поэтому, опираясь на факт родственной связи с Людвигом, Каспару не создавало особой сложности находить себе учеников.
Более того, есть свидетельства, что Людвиг и сам оказывал только что приехавшему в Вену брату помощь как в финансовом отношении, так и в поиске учеников.
Каспар даже пытался стать композитором, рекламируя свои произведения в самых различных издательствах, однако из этого ничего особого не вышло.
В 1800 году Каспар , не добившийся значительных музыкальных успехов, устроился работать в Департамент финансов. В это же время он тесно сотрудничал с Людвигом, подрабатывая его секретарем.
Людвиг к тому времени был уже известен, как композитор, и, учитывая его деловую загруженность, Каспар выполнял посреднические дела между Людвигом и различными заказчиками и изданиями.
Традиционно принято считать, что Каспар был далеко не самым лучшим секретарем. В частности, некоторые издатели находили его весьма грубым и бестактным.
В качестве примера посреднической деятельности Каспара рекомендуем ознакомиться с письмом, которое он отправил известному скрипачу из Оффенбаха, а по совместительству издателю Иоганну Антону Андре.
Текст письма:
«Вена, 23 ноября 1802 года
Уважаемый господин:
Мы получили ваше письмо с просьбой о публикации нескольких произведений моего брата, за что мы очень вас благодарим.
На данный момент у нас нет ничего, кроме симфонии и фортепианного концерта, каждое из этих произведений оценивается в 300 флоринов [Вероятнее всего он имеет ввиду "Вторую симфонию" и "Третий фортепианный концерт"].
Если вам понадобятся три сонаты для фортепиано, то я должен буду получить за них 900 флоринов, все в венской валюте, и, при этом, Вы получите их не сразу, а рассчитывайте, что на каждую уйдет по 5-6 недель, ибо мой брат больше не беспокоится по таким мелочам, а пишет только оратории [возможно, имеется ввиду "Христос на масличной горе"], оперы.
Мы рассчитываем на восемь копий любой пьесы, которую вы можете опубликовать. В любом случае, собираетесь вы опубликовывать пьесы, или нет, все равно будьте любезны ответить, ибо в противном случае я придержу их для кого-то другого.
У нас также есть два адажио для скрипки с полным инструментальным сопровождением [вероятно, имеются ввиду Романсы для скрипки с оркестром №1 и 2], за которые хотелось бы 135 флоринов, и две маленькие легкие сонаты в двух движений, каждая из которых ваша всего за 280 флоринов...»
Хотя, в этом письме Каспар был не так уж и груб, но все равно, дипломат из него был бы не самый лучший. Также не совсем понятно, почему в этом письме он дать понять, что Бетховен не будет просто так писать фортепианные сонаты, назвав их «мелочами». Ведь мы прекрасно знаем, что в это время Людвиг очень даже усердно писал сонаты.
Кстати говоря, самую популярную из фортепианных сонат композитор написал, как раз, незадолго до отправки Каспаром этого самого письма (речь идет о Лунной сонате).
Известный издатель Николаус Зимрок в своем письме от 30 июля 1805 года выразил свое негодование по поводу своего делового сотрудничества с Каспаром следующим образом:
«Я все еще вполне хорошо понимаю немецкий язык, но я не понимаю, что вы хотите передать словами «наши издатели», и «мы». Я купил скрипичную сонату Опус 47 Людвига ван Бетховена, и в его сочинении не было упоминания ни о какой компании...».
Негодование Зимрока было вполне понятным. Ведь этот человек прекрасно знал самого Людвига, был его коллегой и другом в Бонне. Но теперь ему почему-то приходилось вести дела не с самим композитором, а через какого-то посредника в лице Каспара.
Отношения Каспара с Людвигом
Работа Каспара создавала напряженность не только в работе с деловыми партнерами, но также и с самим Людвигом. В какой-то момент (1801 или 1802 годы) он продал недавно завершенный комплект фортепианных сонат своего брата (это были три сонаты Опус 31) издателю в Лейпциге. Все бы ничего, вот только сам Бетховен (композитор) уже пообещал эти произведения издательской фирме швейцарского композитора Ганса Георга Негели.
Таких случаев было немало. Есть свидетельства, что Каспар даже умудрялся обманывать Людвига в финансовом отношении, заведомо завышая стоимость произведений для издателя, чтобы лишнюю прибыль положить в свой карман.
Другие говорят, что он и вовсе пытался опубликовывать некоторые произведения Людвига (например, старые произведения, сочиненные еще в Бонне) от своего имени. Является ли это все правдой, или всего лишь очередной сказкой некоторых биографов — мы не знаем. В любом случае современники Бетховена свидетельствовали о высокой частоте конфликтов братьев на деловой почве.
Но все же стоит отметить, что эти конфликты чередовались перемирием. Ведь, как сам Людвиг, так и его младший брат, были людьми очень эмоциональными и, самое главное, умели вовремя забывать все старые обиды, тем более, когда это касалось семьи.
Брак с Иоганной Рейс
Конфликты между братьями не ограничивались деловыми казусами. Наиболее серьезным ухудшением отношений между Каспаром и Людвигом было в 1806 году, когда младший брат объявил о намерении жениться на Иоганне Рейс. Об этой женщине мы не будем долго говорить в этом выпуске, ибо ей будет посвящен отдельный, более подробный.
Единственное, стоит отметить, что Бетховен (композитор) сразу невзлюбил эту женщину и всячески препятствовал женитьбе Каспара на ней.
Но влюбленный Каспар не послушал своего прагматичного брата и все-таки женился на этой, далеко не самой порядочной женщине (об этом он сам поймет уже во время брака), которая уже ждала от него ребенка. Хотя, возможно, Каспар и не был к тому времени влюблен в нее, а женился в связи с ее беременностью.
Свадьба Каспара и Иоганны прошла 25 мая 1806 года, а уже 4 сентября у них родился сын — тоже Карл (о нем мы также поговорим в отдельном выпуске).
Портрет Карла, сына Каспара и Иоганны, а по совместительству и племянника Людвига, Вы видите на изображении ниже.
Почему-то именно это изображение в интернете обычно приписывают самому Каспару, отцу этого мальчика. Но на этом портрете изображен не сам Карл Каспар — брат композитора, а другой Карл — его сын, племянник Бетховена:
Но не будем на этом останавливаться. В общем, с самого начала новой семейной жизни Каспар начинал осознавать, что совершил ужасную ошибку, женившись на Иоганне. Ну а 1811 году она совершила махинацию, из-за которой была осуждена и месяц просидела в тюрьме (приговорена была на 1 год). Каспар несколько раз пытался с ней развестись, однако позже передумывал.
В общем, после 1806 года отношения Каспара и Людвига значительно ухудшились, и деловое сотрудничество братьев было сведено к минимуму.
В принципе, работа секретарем композитора для Каспара была уже не так важна, ибо в 1809 году он получит хоть и не самое значительное, но все таки повышение в рамках своей карьеры в Департаменте финансов. С музыкальной карьерой к тому времени также было окончательно покончено.
Болезнь и смерть
В 1812 (по другим данным в 1813) году Каспар серьезно заболел туберкулезом. Старший брат, а по совместительству уже прославившийся композитор Людвиг, несмотря на все предыдущие ссоры и обиды, не оставил Каспара одного и всячески его поддерживал, в том числе и финансово.
Когда здоровье ухудшилось слишком заметно, Каспар уже было приготовился к смерти, результатом чего послужило его заявление от 12 апреля 1813 года, где он указал именно Людвига, а не свою супругу, опекуном своего шестилетнего сына Карла после смерти.
Людвиг, в свою очередь, был предупрежден о предстоящей ответственности и, как ни странно, с радостью согласился.
Ведь уже практически глухой композитор, потерявший надежду на появление собственного потомства, очень любил своего маленького племянника. А, учитывая его одновременную ненависть к Иоганне (супруге Каспара), композитор был только рад тому факту, что опека над мальчиком достанется именно ему, а не его недостойной невестке (младший брат, в свою очередь, также понимал, что его супруге нельзя доверить опеку над ребенком).
Состояние здоровья Каспара после этого улучшилось, но спустя пару лет болезнь снова обострилась, что в конечном итоге привело к смерти Каспара. Это произошло 15 ноября 1815 года в возрасте 41 года.
Важно отметить, что перед смертью Каспар допустил одну юридическую глупость, о которой мы более подробно поговорим в статье, посвященной его сыну. Если кратко, то из-за данной глупости умиравшего младшего брата Людвиг будет несколько лет «воевать» с Иоганной за опеку над сыном Каспара.