Мы, наконец, завершаем рубрику «Семья Бетховена», и сегодня мы поговорим о Терезе Обермайер — супруге Николауса Иоганна ван Бетховена.
Напомним, что в предыдущем выпуске мы коротко рассмотрели биографию Николауса Иоганна, младшего брата Людвига ван Бетховена. Сегодня же мы поговорим о его супруге. Выпуск будет не очень подробный, так как о Терезе мы, к сожалению, знаем слишком мало. Поэтому, данная статья будет как бы небольшим «дополнением» к предыдущей, где мы уже упоминали эту женщину.
Итак, Тереза ван Бетховен (девичья фамилия Обермайер) известна нам, как одна из двух невесток великого Людвига ван Бетховена. Напомним, что второй невесткой (точнее, первой, если рассуждать в порядке хронологии) была Иоганна Рейс, супруга другого брата композитора, Каспара.
Тереза родилась 18 августа 1787 года в Вене в семье пекаря, Вольфганга Обермайера и его супруги, Терезии (девичья фамилия Вальдман). У нее также был брат, Леопольд и три сестры: Катарина, Жозефа и Агнес.
Известно, что в молодости девушка не стыдилась «случайных связей», и 30 января 1807 года девятнадцатилетняя Тереза, работавшая в то время служанкой в Маргаретене (в то время он был пригородом Вены, а сейчас считается «Пятым районом» Вены), родила девочку. Учитывая, что Тереза в тот момент не была замужем, ее дочь, Амалия Вальдман, считалась незаконнорожденной.
Обратите внимание: нам не известно, почему именно девочка получила фамилию Вальдман (фамилию своей бабушки по материнской линии. Вполне возможно, что это было сделано, чтобы «защитить честь» фамилии отца Терезы, Леопольда Обермайера, от дурных (хотя и правдивых) слухов о похождениях ее дочери. Известно также, что в качестве крестного родителя Амалии была указана Катарина, одна из сестер Терезы.
Молодая мать была явно не в состоянии самостоятельно воспитывать свою дочь, и девочка была передана приемной семье, а потом и вовсе, в приют для сирот.
Уже 23 апреля 1808 года, двадцатилетняя Тереза вновь оказалась в том же положении и родила еще одного незаконнорожденного ребенка. Однако судьба второго ребенка была обречена: маленькая Магдалина Обермайер умерла буквально через год после рождения, 26 мая 1809 года.
Замужество за Николаусом Иоганном
Через несколько лет в жизни Терезы произошли важные перемены, обеспечившие ей определенное место в биографии Людвига ван Бетховена.
Суть в том, что Агнес (некоторые переводят, как Агнесса), сестра Терезы, была замужем за врачом, Георгом Иоганном Саксингером. Супруги снимали жилье в Линце. А владельцем дома, в котором они снимали жилье, как и аптеки, входившей в состав этого дома, был некто иной, как Николаус (Иоганн) ван Бетховен.
Так уж получилось, что Тереза часто приезжала гостить к своей сестре и оставалась у нее на ночь. Молодая девушка быстро обратила внимание на Николауса (Иоганна) — молодого аптекаря, разбогатевшего на австро-французской войне.
Тереза, нуждавшаяся в деньгах, устроилась работать экономкой в доме Иоганна (Николауса). А в скором времени их профессиональные отношения переросли в романтические, и уже 8 ноября 1812 года все там же, в Линце, двадцатипятилетняя Тереза Обермайер выйдет замуж за брата великого композитора.
Напомним, что незадолго до этой свадьбы Людвиг ван Бетховен, узнавший о намерении своего брата, Иоганна, совершить данную, как он считал, глупость, пытался всячески расстроить эту женитьбу (подробнее об этом мы уже говорили в статье про самого Николауса Иоганна).
Однако все его попытки были напрасны, и свадьба Терезы с Иоганном все-таки состоялась. Более того, Иоганн (Николаус) взял на себя обязательство опекать и дочь Терезы, пятилетнюю Амалию.
Отношения Терезы Обермайер с Бетховеном
Из предыдущей статьи Вы уже знаете, что Бетховен с самого начала не полюбил избранницу Иоганна (Николауса). Ситуация очень напоминала отношение композитора к его другой невестке, Иоганне Рейс (супруге Каспара). Однако здесь проблема осложнялась еще и наличием у Терезы незаконнорожденного ребенка.
Более того, Бетховен обвинял Терезу в корысти (мол, она с Иоганном только из-за его денег), а также в развращенном поведении, но еще больше он раздражался по поводу своего брата, который, по мнению композитора, не замечал этих недостатков своей избранницы.
Ситуация осложнилась в 1823 году, когда до Бетховена дошла новость о том, что во время болезни Иоганна (Николауса) его супруга не оказала своему больному мужу должного внимания и, более того, привела в квартиру любовника. Рассуждать об истинности данной истории мы не будем, однако мы точно знаем, что разгневанный Бетховен после этого случая неоднократно призывал брата расстаться с Терезой и ее дочерью. Однако этого так и не произошло.
Стоит принять во внимание, что Тереза, зная об отношении Бетховена к ней и к ее дочери, старалась не огрызаться и не провоцировать композитора, известного своей эмоциональностью и даже конфликтностью.
Даже, когда Бетховен с племянником, недавно совершившим попытку самоубийства, приехали в Гнейксендорф, в усадьбу Николауса (Иоганна), его супруга пыталась не раздражать композитора своим видом (композитор жил в отдельной комнате в другой части усадьбы).
Есть даже свидетельства, что Тереза наняла сына одного из виноделов их усадьбы, Михаэля Крена, ухаживать за своим деверем.
Вполне возможно, что 26 марта 1827 года Тереза Обермайер находилась в комнате Бетховена в последние часы его жизни. По крайней мере, об этом свидетельствовал Ансельм Гютенбреннер, который своими глазами видел момент смерти композитора (подробнее об эпизоде: читать).
Именно последний находился в комнате умирающего композитора, пока его друзья, Брёйнинг и Шиндлер (возможно, с ними был и Николаус Иоганн), ушли решать организационные вопросы по поводу захоронения композитора, так как его кончина была уже неминуема.
Однако в последнее время также популярна версия, будто бы господин Гютенбреннер, мало знакомый с семьей Бетховена, перепутал Терезу с сиделкой композитора, по прозвищу Сали (или Зали, полное имя — Розалия). Но эта версия не имеет каких-либо внушительных доказательств.
Смерть Терезы и судьба ее дочери
Тереза Обермайер, она же Тереза ван Бетховен, умерла 20 ноября 1828 в Гнейксендорфе, предположительно от нервной горячки (раньше так называли «тиф»), то есть, буквально через полтора года после смерти своего деверя, великого композитора.
Единственным наследником Терезы, унаследовавшим все ее состояние (половину совестно нажитого с Николаусом Иоганном имущества) была та самая дочь, Амалия (других детей у семьи не было, так как после вторых родов Тереза больше не могла иметь детей).
Николаус Иоганн, вдовец Терезы, был просто в недоумении от предсмертной воли своей супруги, так как еще 23 декабря 1820 года, после серии систематических «атак» Бетховена на их отношения (композитор не только призывал младшего брата бросить Терезу и ее дочь, но также и требовал у Николауса Иоганна назначить Карла, их общего племянника, своим наследником), пара заключила между собой своеобразный контракт, в котором каждый супруг в случае своей смерти обязался оставить все свое имущество другому супругу и больше никому.
Однако 21 мая 1827 года, буквально через два месяца после смерти Бетховена, Тереза изменила свое завещание, и, таким образом, Николаус Иоганн был вынужден передать огромную по тем временам сумму (около 20 тысяч флоринов) своей падчерице.
Известно, что 11 февраля 1830 года Амалия вышла замуж за Карла Стёльцля (или Штёльцля), лесного комиссара из Граца. Брак состоялся в Вене, и, судя по всему, пара переехала туда на постоянное место жительства. Есть свидетельства, что в Вене Амалия какое-то время подрабатывала экономкой, однако эту информацию мы не перепроверяли.
Известно, что 24 ноября 1830 года у Амалии и Карла родился сын, которого назвали Карлом, в честь отца. Все было бы замечательно, вот только уже 10 марта 1831 года двадцатичетырехлетняя Амалия умерла от оспы.
Таким образом, наследство Амалии, полученное от покойной Терезы, досталось ее вдовцу, Карлу Штёльцлю, который потом женился на другой женщине. Известно, что после этого Карл (вдовец Амалии) работал директором стекольной фабрики, а у сына Амалии (он же внук Терезы Обермайер) впоследствии было 10 детей (потомки некоторых живут и в наше время).
Современного образа Терезы, к сожалению, нет. Музыковед Александр Тейер описал Терезу, как «обладающую очень изящной и точно пропорциональной фигурой и приятным, хотя и не особо красивым лицом».
На счет «красоты лица» Терезы спорить не будем, ибо не видели. Однако на счет «изящной и пропорциональной фигуры» сразу возникает противоречие, ибо Бетховен при жизни как-то назвал ее «толстухой». В свою очередь, ее дочь, Амалию, композитор наградил другим эпитетом: «Бастард».