Три сонаты, посвященные курфюрсту

Продолжаем говорить о произведениях Бетховена, и сегодня мы познакомимся с одним из первых его творений. Речь идет о трех фортепианных сонатах, посвященных курфюрсту.

Три сонаты, посвященные курфюрсту

Общие сведения о произведении

Эти три относительно простенькие сонаты, сгруппированные под собирательным немецким названием «Kurfürstensonaten», были посвящены тогдашнему кёльнскому курфюрсту — Максимилиану Фридриху.

Стоит отметить, что сонаты были представлены курфюрсту, как «работа одиннадцатилетнего мальчика». Так было написано в тексте посвящения (на картинке ниже), однако биографы уверены, что это не так.

Текст посвящения сонат курфюрсту

На самом деле считается, что сонаты были написаны чуть позже, а именно, когда Людвигу уже было, как минимум, 12 лет. Вероятнее всего, текст посвящения писал Иоганн Бетховен, отец Людвига, который с целью преувеличения "украл лишний годик" из возраста начинающего композитора.

Однако есть также предположение, что текст посвящения писал не отец Бетховена, а его тогдашний учитель — Кристиан Готлоб Нефе. Стоит отметить, что данная гипотеза менее популярна, так как Нефе прослыл честным и бескорыстным человеком, чего не скажешь об Иоганне. Ведь отец великого Бетховена ранее уже был замечен в спекуляциях с занижением возраста своего сына, и поэтому данная гипотеза кажется наиболее логичной.

В общем, мы точно знаем, что данные  произведения были написаны не раньше 1782 и не позже 1783 года, и вместе с "9-ю вариациями на тему марша Дресслера" эти три сонаты относятся к самым первым произведениям Людвига. 

Изданы они были осенью 1783 года в Шпейере, опять же, благодаря Нефе, который незадолго до этого помог с опубликованием тех самых «Девяти вариаций» (только напомним, что последние были опубликованы не в Шпейере, а в Мангейме), традиционно считающихся первым произведением Бетховена. В общем, давайте вкратце рассмотрим эти три сонаты:

  • №1: Ми-бемоль мажор
  • №2: Фа минор
  • №3: Ре мажор

Сразу отметим, что эти три фортепианные сонаты не относятся к тем самым знаменитым тридцати двум сонатам для фортепиано, и систематизированы они под неофициальным номером WoO 47 (без официального присвоения опуса).

Поэтому, если мы говорим про «первую сонату» из данного цикла, то это не означает, что мы говорим о "сонате №1" из цикла «32 сонаты для ф-но». Просто знайте, это разные вещи, а то многие путаются!

Соната №1, «Ми-бемоль мажор»

Первая соната, ми-бемоль мажор, является, пожалуй, наименее сложной из трех. В этой сонате видно, что Бетховен использовал проверенный стиль, цепляясь за самые традиционные и простейшие формы композиции того времени.

В общем, первая соната из данного цикла написана в трех частях:

  1. Allegro Cantabile
  2. Andante
  3. Rondo vivace

Послушать все три части можно на записи ниже (вторая часть начинается с момента «4:00», а третья часть — с момента «8:00»).

Хотя произведение — далеко не шедевр, если сравнивать с более поздними композициями Бетховена, все же оно демонстрирует очень даже неплохой уровень для 12-13-летнего композитора.

Соната №2, «Фа минор»

А, вот, вторая соната из данного цикла выглядит гораздо более серьезно. Начинается она с введения, исполняющегося в «Larghetto maestoso», что, безусловно, напоминает нам начало знаменитой восьмой фортепианной сонаты («Патетической»), которую Бетховен напишет уже в 29-30 лет, то есть, уже, будучи достаточно опытным композитором.

Можете послушать фа-минорную сонату, кликнув на кнопочку воспроизведения ниже. На записи играет маэстро Михаил Плетнёв.

Обратите внимание, что после «введения» начинается основной раздел, играющийся в темпе «Allegro assai» и содержащий достаточно серьезные и виртуозные элементы. Две другие части сонаты - «Andante» (на видео начинается с момента «4:32») и «Presto» (на видео начинается с «11:02»).

В целом, эта соната говорит о маленьком композиторе, как о человеке, способном переживать достаточно взрослые эмоции, не характерные для двенадцатилетнего мальчика.

Вторая часть, например, отражает некую грусть и боль, в то время как в финале снова проявляется характерная для композитора нервная и агрессивная энергия.

Из трех работ, посвященных курфюрсту, именно эта, казалось бы, детская соната наиболее близко напоминает стиль более поздних фортепианных композиций Бетховена.

Соната №3, «Ре мажор»

Третья соната из цикла «Kurfürstensonaten» написана в «ре мажоре». Соната отличается «легкостью» в плане настроения и местами имеет даже шутливую форму.

Как и предыдущие две сонаты, третья также написана в 3-х частях:

  1. Allegro
  2. Menuetto — Sostenuto — Var. 1-6 (на видео начинается с «7:16»). Представляет собой «менуэт» с шестью вариациями.
  3. Scherzando. Allegretto, ma non troppo (на видео с "16:02)

Ясно, что Бетховен демонстрирует способность эффективно менять настроение от одной сонаты к другой. Именно в третей сонате, если сравнивать с предыдущими двумя, максимально заметно влияние композиторской техники старших классиков — Гайдна и Моцарта.

В частности, если вторая соната демонстрирует темную, более агрессивную сторону молодого Бетховена, то третья показывает его энергичную, более оптимистичную сторону.

Несмотря на отсутствие четкой музыкальной идентичности, сонаты демонстрируют определенный уровень скороспелости Бетховена и служат предшественником шедевров, которые он создаст позже.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.