Соната для фортепиано №1

Итак, мы начинаем говорить о знаменитых 32 сонатах Бетховена для фортепиано. Сегодня мы поговорим о первой сонате из данного цикла.

Соната для фортепиано №1 (первая соната Бетховена)

Краткая информация о произведении:

  • Каталог: Опус 2, №1
  • Тональность: фа минор
  • Количество частей: 4
  • Когда была издана: 1796 год
  • Кому посвящена: Йозеф Гайдн, венский учитель Бетховена (в то время уже бывший)

Краткий обзор произведения

Итак, первая соната Людвига ван Бетховена состоит из 4-х частей:

  1. Allegro (фа минор)
  2. Adagio (фа мажор)
  3. Menuetto — Allegretto (фа минор — Трио в фа мажоре)
  4. Prestissimo (фа минор)

Несмотря на то, что в первой фортепианной сонате молодого Бетховена уже просвечивается характер поздних его произведений (в частности, в 1-й и, особенно, в 4-й частях) музыканты и музыковеды часто спорят о влиянии музыки Гайдна и Моцарта на стиль данного произведения.

Одни музыканты находят в произведении слишком мощное влияние музыки старших венских классиков, в то же время, как другие не видят ничего общего.

В частности, как заметил великий маэстро Антон Рубинштейн, данное произведение не отличается излишней «слащавостью», свойственной старшим классикам. В свою очередь, Ромен Роллан заметил исключительный Бетховенский темперамент уже с первых же нот данного произведения.

Но все же стоит отметить, что в данном произведении Бетховен далеко не перегибает с новаторством. Более того, именно своему бывшему учителю, Гайдну, молодой Людвиг  посвятил данную сонату, как и две другие сонаты данного опуса (вторую и третью).

Возможно, молодой композитор, сочиняя данную сонату, чувствовал некоторую ответственность перед Гайдном, предвидя его не очень хорошее отношение к новаторской «отсебятине», относительно заметной уже в первых композициях своего ученика. Ведь Гайдн не раз замечал за Бетховеном слишком много «мрака» и «странностей», хотя при этом называл ранние творения своего ученика «чудесными вещами».

Поэтому, Бетховен, несмотря на свое знаменитое упрямство и непокорность шаблонам, вряд ли мог себе позволить слишком много отклонений от традиционного стиля — по крайней мере, на данном этапе своей композиторской карьеры. Страшно представить, что бы подумал Гайдн о последних произведениях Бетховена, если бы дожил до этого!

Часть 1. «Allegro»

Пожалуй, в этой сонате все-таки можно провести как минимум одну параллель с творчеством Моцарта. Для того, чтобы его заметить, совсем не нужно быть музыковедом и уметь что-то анализировать, ибо речь идет совсем не об общем стилистическом сходстве, а о конкретно мелодическом.

Ведь, если внимательно прислушаться к первым нотам первого движения, то можно сразу заметить, что начало первой части ну уж очень сильно напоминает аналогичное в четвертой части знаменитой «сороковой симфонии» Моцарта. Сами посмотрите:

Сходство первой сонаты Бетховена и сороковой симфонии Моцарта

Согласитесь, есть сходство! Конечно же, о каком-то существенном плагиате тут и речи нет, но все же, возможно, именно это сходство (несмотря на разные тональности) и заставляет некоторых музыковедов судить о творческой «несамостоятельности» молодого Бетховена в тот период. Хотя, опять же, большинство музыкантов считают произведение истинно Бетховенским.

Ведь, несмотря на очень похожий мелодический прием, в моцартовской симфонии мы слышим красивую «изящную игру» в то же время, как первая бетховеновская соната уже явно намекает на волю, свободу, героизм и даже, если так можно сказать, призывает нас на войну.  

А Вы как думаете, сколько в этом произведении «Бетховена», а сколько в нем влияния старших классиков? Если Вы еще не слышали эту сонату, то первую часть можно послушать, нажав на кнопку воспроизведения ниже. На видео играет маэстро Рихтер:

Конечно, можно слушать разные мнения биографов. Но все же, приглядываясь повнимательнее, начинаешь понимать, что первая часть наполнена насыщенным эмоциональным контрастом, страстью и драматизмом, резкостью и даже немного грубостью (в хорошем смысле), которые даже отдаленно отсылают нас к «позднему» Бетховену, но никак не к “изящным” сонатам Гайдна и Моцарта.

Часть 2. Adagio (фа мажор)

На самом деле мелодию второй части произведения Бетховен написал еще в Бонне, в возрасте 14-15 лет. Если точнее, мелодия была использована в другом произведении, а именно в до-мажорном квартете (WoO 46 — №3, часть 2 «Adagio con espressione»).

Имеются сведения, что боннский друг Бетховена, Вегелер, взяв за основу именно эту мелодию, написал песню под названием "Жалоба". Ведь именно жалобу олицетворяла данная мелодия по замыслу самого композитора.

На видео ниже «Адажио» первой сонаты исполняет израильский пианист, Даниэль Баренбойм:

Антон Рубинштейн охарактеризовал лирическую вторую часть, как более традиционную для того времени, галантную и сдержанную, но, в то же время, «менее слащавую», чем аналогичные «Адажио» у старших классиков.

В действительности мелодия второй части получилась абсолютно безмятежной и светлой, тем самым, отсылая нас к традиционному классицизму. Однако, если сравнить ее с аналогичными медленными фортепианными произведениями Гайдна и Моцарта, то у Бетховена сразу бросается существенное преобладание «Legato».

Причем, бетховеновское «Legato» поет так, будто бы произведение написано не для острого фортепианного звука, характерного для инструментов того времени, а для вокала или оркестра (в случае с этим произведением, так оно и  было, ведь сама мелодия, как уже говорилось ранее, первоначально была написана для квартета). Здесь музыкальные фразы тянутся гораздо дольше, здесь гораздо больше «пения». В то же время «Legato» старших классиков даже современники Бетховена считали более острыми и прерывистыми.

Часть 3. Menuetto — Allegretto

Третья часть сонаты представляет собой старый добрый менуэт, написанный в традиционной форме. Написан он в «фа миноре» и, как любой минорный менуэт демонстрирует некоторую меланхоличность, характеризуется обилием синкоп, драматических пауз и резким динамическим контрастом.

Менуэт сменяется привлекательным своими лирическими фразами “Трио фа мажор”, после чего снова возвращается менуэт. Большинство биографов не видят в этом менуэте каких-то смелых нововведений.

На записи ниже третью часть первой сонаты Бетховена исполняет маэстро Владимир Ашкенази:

Однако маэстро Антон Рубинштейн и здесь умудрился обнаружить бетховенский стержень. В частности, Рубинштейн провел аналогию между мелодией восьмых нот в том самом «Трио» и аналогичном движении восьмых в знаменитой "Пятой симфонии" (в середине третьей части).

На самом деле, если внимательно прислушаться, то отсылка Антона Григорьевича, действительно, взята не из воздуха.

Часть 4. Prestissimo

Финальная четвертая часть сонаты также, как первая и третья написана в фа миноре. Именно четвертая часть с модифицированной сонатной формой (разработка заменяется абсолютно новым тематическим материалом) является самой, что ни есть, бетховенской.

С первых нот экспозиции мы наблюдаем просто маниакальный прилив энергии. Тема начинается с быстрых непрекращающихся восьмых триолей (в левой руке), сочетающихся с агрессивным чередованием трех стаккато четвертных аккордов (в правой руке). Дальнейшее развитие темы напоминает погоню за чем-то неуловимым.

Начало четвертой части Первой сонаты Бетховена

Разработка отличается наличием совершенно другой, неожиданной темы. Вместо традиционного развития начальной темы мы наблюдаем другую, абсолютно спокойную мелодию, написанную совсем не по шаблону экспозиции, хотя отдаленно отсылающую к ней.

Однако по мере приближения к концу разработки злые триоли, параллельно сочетающиеся тремя четвертными стаккато, постепенно нагоняют безмятежную мелодию, намекая нам на то, что разработка сразу же, без всяких финальных аккордов, перейдет в традиционную репризу, что в принципе и происходит.

В общем, для лучшего понимания предлагаем послушать эту часть в исполнении Даниэля Баренбойма:

Как видите, о финале «первой сонаты» можно точно сказать, что никакого влияния Гайдна и Моцарта здесь и близко нет. В этом плане Антон Рубинштейн был абсолютно прав, ибо в “четвертой части” страстная, темпераментная натура Бетховена полностью себя выдала.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Важно!!!
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы даете согласие на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.