Бетховен и Моцарт. Первая поездка Бетховена в Вену

Продолжаем говорить о биографии Бетховена, и сегодня мы поговорим о первой поездки композитора в Вену, а также выясним, встречался ли он с Моцартом.

В 1787 году курфюрст Максимилиан Франц дал молодому Бетховену возможность уехать в музыкальную столицу — Вену, отпустив его в шестимесячный отпуск. Традиционно считается, что к такому шагу курфюрста натолкнул тогдашний учитель и, можно сказать, наставник юного Бетховена — тот самый Нефе, о котором мы уже не раз упоминали на сайте.

Кристиан Готлоб Нефе

Что касается материального спонсирования такой дальней и длительной поездки - многие биографы считают, что Людвигу помог сам курфюрст. Другие же биографы выдвигают мнение, что Людвиг сам собрал необходимые средства, полученные от преподавательской деятельности (помимо работы в капелле Людвиг также давал частные уроки игры на фортепиано).

Однако стоит отметить, что Максимилиан Франц (тогдашний кёльнский курфюрст) был гораздо щедрее своего предшественника (Максимилиана Фридриха) в отношении дел, связанных с культурой и, в особенности, музыкой. А, учитывая любовь Максимилиана Франца к Моцарту, вполне допустимо, что кёльнский курфюрст и вправду мог покровительствовать самому перспективному музыканту своего придворного оркестра — шестнадцатилетнему Бетховену, давно желавшему попасть на обучение к великому маэстро.

Точная дата отъезда Бетховена из Бонна также подвергается спорам со стороны разных биографов. По одним данным Бетховен выехал из Бонна 20 марта. По другим данным Людвиг покинул родной город еще в январе 1787 года.

Оспаривается также и дата прибытия Бетховена в Вену. По одним данным молодой композитор прибыл в музыкальную столицу в Пасхальное воскресенье 7 апреля и остался там на 3 недели. Однако другие данные свидетельствуют о прибытии композитора в музыкальную столицу 20 числа этого же месяца. Третий источник, вообще, свидетельствует о пребывании Бетховена в Вене с января по апрель 1787.

Однако временные рамки нахождения Бетховена в Вене являются далеко не самым жарким спором, связанным с его биографией. Сейчас узнаете, почему!

Встречался ли Бетховен с Моцартом?

Мы без сомнения уверены в том, что стать учеником великого Моцарта молодой Людвиг мечтал с детства. Также без сомнений мы можем полагать, что именно это являлось для Бетховена по сути главной причиной первой его поездки в Вену.

Одним из важнейших споров среди биографов, изучавших жизнь Бетховена, является вопрос, затрагивающий сам факт встречи молодого композитора с великим Моцартом.

По одной из легенд чуть ли ни первое, что сделал Людвиг в музыкальной столице — направился в дом великого Моцарта, что стоял неподалеку от собора Святого Стефана в центре города. 

Дом Моцарта в Вене

Моцарт уже тогда, как и сейчас, бесспорно считался гением музыки. Просто так в дом Моцарта попасть было нельзя, и поэтому наиболее вероятно, что «входным билетом» для Бетховена служило письмо-предупреждение от упомянутого выше курфюрста Максимилиана Франца.

Молодой и талантливый Людвиг, безусловно, восхищался творчеством этого великого гения. В ту пору Моцарт, вдохновленный успешной постановкой «Свадьбы Фигаро» в Праге, работал над сочинением знаменитого «Дон Жуана».

Дальнейший вариант развития событий трактуется почти во всех российских источниках, посвященных биографии Бетховена. Однако во многом эта гипотеза основывается на словах известного биографа, Отто Яна.

По словам Отто Яна (эта не совсем прямая цитата, а ее суть):

Юный музыкант Бетховен прибыл в Вену весной 1787 года, но смог остаться там лишь на короткое время. Тем временем он был представлен Моцарту и играл для него по своей же инициативе. Однако Моцарт, послушав фрагмент, исполняемый Бетховеном, не был особо доволен, а наоборот, отнесся к этому с некоторым холодом.

Упрямый Бетховен, обратив на это свое внимание, попросил у Моцарта тему для импровизации. Вдохновленный присутствием великого маэстро, он играл так хорошо, что в процессе игры постепенно завоевал все внимание Моцарта. 

Тот, в свою очередь, повернулся к свидетелям и решительно сказал: "Запомните этого молодого человека; Он еще сделает себя имя в этом мире!"

Отто Ян

По сути именно эта легенда, которую часто любил рассказывать Отто Ян, и легла в основу одной из гипотез, полюбившейся многим биографам. Более того, некоторые из них, взяв за основу эту легенду, дополняют ее какими-то своими обстоятельствами (вероятнее всего, вымышленными), записывая это в своих книгах и сайтах.

В частности, некоторые биографы даже называют какие-то конкретные произведения, которые Людвиг якобы играл Моцарту на прослушивании. Чаще всего в этих источниках упоминается «до-минорный» фортепианный концерт Моцарта.

Другие биографы даже добавляют, что на прослушивании присутствовала и супруга Моцарта — Констанция. Нередко в биографических источниках встречается мнение, что Людвиг даже успел взять у великого Моцарта пару уроков.

Но было ли это все на самом деле? — Мы не знаем. По факту Моцарт никогда не упоминал о своих занятиях с Бетховеном ни в своих переписках, ни в других официальных источниках (еще бы, ведь Бетховен прославился уже задолго после смерти Моцарта). Да и жена Моцарта после его смерти также не могла ничего вспомнить ни об их совместных занятиях, ни даже о факте их встречи.

То есть, все эти рассказы про то, что якобы «Моцарт прослушал юного Бетховена и предсказал ему великое музыкальное будущее», не имеют никакого документального подтверждения и основываются лишь на словах Отто Яна, которые другие биографы распространили и где-то даже дополнили эту историю, откровенно говоря, вымышленными обстоятельствами.

Да и сам Ян не уточнял, откуда ему стало известно об этом событии. Он лишь отметил, что «это было ему сообщено в Вене от знающих людей из окружения Бетховена». По сути ни один современный документ (например, письма самого Бетховена или Моцарта или рассказы любого из современников Бетховена) не подтверждает эту историю. Поэтому, стоит ли доверять этой легенде, так популярной в нашей стране? К сожалению, мы не знаем.

Важно!

Стоит отметить, что задолго до Отто Яна очень похожую легенду о встрече двух композиторов рассказывал и Игнац Ксавер фон Зайфрид, который, кстати говоря, также не видел эту встречу своими глазами и, следовательно, мог выдумать все, что угодно.

Некоторые источники свидетельствуют о том, что скрипач и секретарь Бетховена, Карл Хольц, тоже поддерживал историю, так полюбившуюся Отто Яну.

Вполне возможно, что именно Хольц был тем самым «человеком из окружения Бетховена» и мог поведать эту историю биографу Яну (в прочем, как и Зайфриду, ведь все-таки их рассказы очень похожи). Но это, в свою очередь, также не может служить доказательством факта встречи двух титанов классической музыки и, тем более, факта обучения Бетховена у зальцбургского гения.

Бетховен и Моцарт

Однако нам также известно, что сам Карл Черни как-то раз процитировал Отто Яну знаменитые слова своего учителя (Бетховена) о том, что «Моцарт играл прекрасно, но его игра была какой-то прерывистой, практически без legato

Слова Черни в случае их достоверности и вправду могут считаться хоть и косвенным, но все же доказательством факта встречи Бетховена с Моцартом. Ведь, насколько нам известно, кроме той самой первой поездки Людвига в Вену в 1787 году Бетховен больше нигде не мог слышать, как играет Моцарт (однако факт совместных уроков они все равно не доказывают).

Более того, известно и мнение другого биографа - Мейнарда Соломона. Он, в свою очередь, совершенно не ссылаясь на Отто Яна, выдвинул легенду о том, что Людвиг действительно был прослушан Моцартом. Однако, по его же словам, великий маэстро, озабоченный своими собственными проблемами (у Моцарта их было, действительно, много), отказал Бетховену в том, чтобы давать ему уроки.

Но опять же, можно ли использовать слова нескольких человек как доказательство встречи двух гениев? Ведь кроме этих слов — слов уже умерших биографов — нет ни одного документального доказательства, подтверждающего факт встречи двух великих композиторов.

К сожалению, вывод такой:

Доказать факт встречи Бетховена с Моцартом и, тем более, факт их совместно проведенных уроков в формате «ученик-учитель» мы никак не можем.

Этот вопрос, наверное, никогда не найдет ответа, и популярная среди биографов история про то, что «Моцарт услышал игру юного Бетховена и предсказал ему великое музыкальное будущее», навсегда останется легендой.


Другие периоды биографии Бетховена:

Биография Бетховена — вся информация о Биографии Бетховена

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 3
  1. Аноним

    :| :| :| :| :| :| :| :| :|

  2. Аноним

    хорошее сочинение :smile: :smile: :smile: :smile: :smile:

  3. Bella

    Очень интересно, очень убедительно и профессионально!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.