Продолжаем знакомиться с произведениями Бетховена, и сегодня мы быстренько пробежимся по Опусу №10, куда входят три сонаты, известные под номерами: 5, 6 и 7.
Краткая история «Десятого опуса» Бетховена
Как известно, уже буквально с первых лет, проведенных в музыкальной столице (Вене), молодой Бетховен пользовался покровительством богатых и влиятельных венских аристократов, о чем мы уже говорили в этой главе биографии композитора.
Известно, что одним из наиболее важных покровителей молодого композитора был граф Броун.
Кем был граф Броун?
Иван Юрьевич Броун, известный также, как Иоганн Георг Броун-Камю (в некоторых переводах «Броун-Камус»), был весьма обеспеченным и титулованным русским офицером, поселившимся в Вене.
В музыкальную столицу он переехал из Рижского наместничества (до 1783 года — «Рижская губерния», а после 1796 года — «Лифляндская губерния»), которое на тот момент было включено в состав Российской империи.
В Вене граф в месте с о своей супругой поселился в 1794 (возможно, в 1795) году — то есть, спустя 2-3 года после переезда туда Бетховена. Задолго до переезда Броун смог добиться серьезного продвижения в военной карьере, успел даже поработать командиром Кексгольмского полка (29 сентября 1792 — 9 февраля 1794), являлся кавалером Мальтийского ордена.
Хотя, стоит отметить, что успешная карьера графа Ивана Юрьевича была «запрограммирована» с самого детства, ведь его отцом был сам Юрий Юрьевич Броун (15 или 25 июня 1698 — 18 сентября 1792), он же — граф Георг Броун, обрусевший ирландец, бывший ирландский солдат, ставший впоследствии офицером русской армии, получивший в 1774 году титул графа и дослужившийся до звания Рижского генерала-губернатора.
Кому посвящен Десятый опус Бетховена?
Наверное, у Вас, как у читателя, возник вопрос: «А зачем мне, человеку, интересующемуся произведениями Бетховена, знать о каком-то там графе Броуне?» — и этот вопрос вполне логичен.
Вот только суть вышесказанного заключается в том, что именно супруге Ивана Юрьевича, графине Анне Маргарете фон Броун (она же Аннетта Броун), был посвящен 10-й опус Бетховена, опубликованный в 1798 году.
К большому сожалению, фотографию портрета Аннетты нам найти не удалось.
Анна Маргарета, в свою очередь, также была дамой из далеко не бедной и небезызвестной семьи. Ведь она была дочерью знаменитого барона Ивана Фёдоровича Фитинго́фа-Шеля, также известного, как Отто Герман фон Фитингоф — это был весьма уважаемый человек, которого в народе прозвали «Некоронованным королем Лифляндии». Очень интересная личность, рекомендуем ознакомиться с его биографией, благо она есть в интернете.
Ну а матерью Аннетты и, соответственно, супругой барона Фитингофа была Анна Ульрика фон Миних (она же Анна Сергеевна), которая тоже была представителем очень благородной семьи — ее отцом был известный в Российской империи граф Иоганн Эрнст Миних, известный у нас, как Сергей Христофорович Миних (дедушка Аннетты).
В свою очередь дедом Анны Сергеевны и, соответственно, прадедом Аннетты Броун был никто иной, как знаменитый российский полководец, фельдмаршал Христофор Антонович Мииних (он же Бурхард Кристоф фон Мюнних). История этого человека весьма насыщена и невероятно интересна, очень советуем почитать о нем в свободное время.
Отношения Бетховена с Броунами
В общем, как Вы уже поняли, граф Броун вместе со своей супругой Аннеттой были далеко не последними людьми в Вене.
Как уже отмечалось в самом начале, Иван Броун был одним из покровителей Бетховена. Удивительно то, что Бетховен указал его "le premier mécène de ma muse", или, если по-нашему, композитор назвал его "первым меценатом своей музы".
Ведь для нас данное заявление молодого композитора выглядит весьма любопытным, учитывая то, что из всех меценатов, которые не менее значительно способствовали улучшению его материального положения и авторитета в обществе (чего только стоит князь Лихновский), молодой Бетховен выделил именно Броуна.
В любом случае известно, что Людвиг был очень дружен с семьей Броун. В период с 1798 по 1804 годы он часто бывал в их доме и исполнял там свои произведения. Кстати говоря, как сам композитор, так и граф Броун с его супругой, были ровесниками — разница в возрасте у них была небольшая, и поэтому они прекрасно общались «на одном языке».
Возможно, именно поэтому бетховеновские концерты в доме Броунов проходили, так сказать, в домашней и дружеской обстановке, гораздо менее официально, чем в домах большинства других венских аристократов.
Поддержка графа Броуна могла выражаться как материально (гонорары за домашние концерты, за посвящение композитором новых произведений ему и супруге), так и иными способами — например, Броун мог «пиарить» молодого и талантливого композитора перед другими богатыми и влиятельными представителями своего окружения.
Известно, что помимо тех самых трех сонат (Опус 10), о которых мы сегодня говорим, Людвиг посвятил графине Аннетте Броун парочку других произведений:
- 8 вариаций для ф-но на тему Зюсмайера;
- 12 вариаций для фортепиано на тему Враницкого (Вариации на тему «Русского танца»).
Самому графу Ивану Броуну композитор посвятил следующие произведения:
- Опус 9, включающий 3 струнных трио;
- Одиннадцатую сонату для ф-но (Опус 22);
- Вариации для ф-но и виолончели «Ми-бемоль мажор» на тему «Волшебной флейты» Моцарта;
- 6 песен на стихи Христиана Фюрхтеготта Геллерта (Опус 48).
Была ли графиня Аннетта ученицей Бетховена?
Многие музыковеды считают, что графиня Аннетта Броун также была и ученицей Бетховена, хотя никаких фактов, подтверждающих эту гипотезу, нам неизвестно.
Более того, сторонники этой идеи, как правило, пытаются воссоздать уровень пианистического мастерства Аннетты на основании анализа тех произведений, которые Бетховен ей посветил.
Например, если взять в пример одну из бетховеновских учениц, Бабетту Кеглевич, то на основании анализа посвященных ей произведений ее принято считать достаточно сильной пианисткой с точки зрения техники, но, при этом, не особо эмоциональной и чувственной (подробнее).
В то же время графиню Аннетту Броун, судя по посвященным ей произведениям, вряд ли можно назвать «сильным технарём», однако для посвященных ей произведений, напротив, далеко не нужно быть виртуозом, а наоборот, нужно быть весьма эмоциональным и, так сказать, проницательным музыкантом.
Но, опять же, это далеко не факт, ведь мы еще точно не знаем, обучал ли Бетховен графиню Броун, или это всего лишь очередная фантазия некоторых биографов.
Краткое знакомство с сонатами «Опус 10»
Известно, что десятый опус состоит из трех фортепианных сонат, главной новизной которых была их «трехчастность» (за исключением Сонаты №7). Для тех, кто не понял, напоминаем, что предыдущие 4 фортепианные сонаты были четырехчастными.
Примерным периодом работы над сочинением этих сонат считается 1795—1798 годы, однако мы точно знаем, что опубликованы они были в венским издателем Йозефом Эдером в 1798 году (по одним данным в июле, а по другим — в сентябре).
Соната №5 (Опус 10 №1)
Итак, пятая соната «до минор» как уже говорилось, является трехчастной. Ознакомиться с ней можно, просмотрев видео ниже.
- Часть 1: Allegro molto e con brio (сначала видео)
- Часть 2: Adagio molto (начало на видео "6:02")
- Часть 3: Prestissimo (начало в видео: "14:31"
Произведение получало разные оценки критиков, причем, весьма противоположные. Одни критики (их было большинство) высказывались весьма негативно, в то время, как другие чуть ли ни восхищались им. В любом случае произведение мало кого оставило равнодушным.
Мнение критиков сошлось в одном — мало кто теперь говорил о творческой несостоятельности Бетховена, как композитора. Мало кто теперь искал в произведении стиль Моцарта и Гайдна, ибо с первых нот было понятно — произведение является чисто «бетховенским».
Соната №6 (Опус 10, №2)
Следующая соната, «Фа мажор», самая короткая из трех сонат, опубликованных под «десятым опусом». Ее суммарная продолжительность составляет около 11-14 минут.
Однако краткость продолжительности произведения совершенно не говорит о ее «затерянности» на фоне остальных произведений.
Здесь мы наблюдаем абсолютно другую картину, нежели в предыдущей сонате. Теперь вместо драматизма и напряжения мы видим весьма хорошее настроение и даже какую-то игривость.
Правда, веселое настроение первой части сменяется «минорными» переживаниями во второй. Но в финале веселье снова возвращается. Кстати, финал именно этой сонаты многие критики считали одним из наиболее интересных творений первых сонат Бетховена.
Опять же, соната является трехчастной — ознакомиться с ней можете на видео ниже.
- Часть 1. Allegro (сначала видео)
- Часть 2. Allegretto (начинается в 5:09)
- Часть 3. Presto (начинается в 9:12)
Обратите внимания: в этой сонате отсутствует медленная часть, что весьма необычно для Бетховена. Мнения критиков по поводу данной сонаты, как и предыдущей, были очень разными, но известно, что сам композитор очень любил эту работу.
Соната №7 (Опус 10, №3)
Седьмая соната «Ре мажор» является самой длинной среди всех сонат десятого опуса — ее продолжительность составляет приблизительно 24 минуты.
Во многом это является следствием четырехчастности данного произведения, в отличие от трехчастности двух предыдущих сонат:
Часть 1. Presto (начало в 00:24)
Часть 2. Largo e mesto (начало в 07:41)
Часть 3. Menuetto: Allegro (начало в 18:30)
Часть 4. Rondo: Allegro (начало в 21:24)
Музыковеды, изучавшие данную сонату часто подчеркивают, что «Седьмая соната» — это именно то произведение, при исполнении которого пианисту необходимо учитывать все оттенки, штрихи и другие мелочи, отмеченные композитором.