Систематизация творчества Бетховена — важные особенности!

Прежде, чем говорить о периодизации творчества Людвига ван Бетховена, необходимо ознакомиться с методами систематизации его произведений.

Систематизация творчества Бетховена

Значительная часть работ Бетховена, как мы знаем, была опубликована еще при жизни композитора. Однако были также и неопубликованные работы, а часть произведений и вовсе не была завершена вследствие воли самого композитора, либо по причине его преждевременной смерти, из-за чего он попросту не смог завершить эти работы. 

В любом случае для правильного ориентирования в творчестве Бетховена мы должны хотя бы знать, каким образом можно систематизировать его произведения.

По номеру Опуса

Традиционный метод идентификации произведений композиторов 19-го века заключался в том, что композиторы, либо издатели приписывали новым сочиненным (либо публикующимся) произведениям своего рода последовательный номер — так называемый "Опус" (Opus).

Всего у Бетховена было опубликовано 138 опусов, включающих в себя суммарно 172 произведения (некоторые опусы включают в себя несколько произведений, как правило, объединенных единым жанром, единым художественным замыслом, либо написанных для конкретного инструмента, либо инструментов).

Этот метод наиболее актуален и удобен для произведений большинства композиторов того времени, однако даже в нем есть небольшие «косяки». В частности, в некоторых произведениях Бетховена, опубликованных под определенным «опусом», отсутствует достоверное указание фактической даты сочинения, а это иногда вводит в заблуждение многих музыковедов.

Чтобы понять суть вышеупомянутой проблемы, рассмотрим ее на небольшом примере.

В частности, мы знаем, что бетховеновскому «Октету» написанному с 1792 по 1793 годы был присвоен «Опус 103».

В то же время опусы «102» и «104» были написаны, соответственно, аж в 1815 и 1817 годах — теперь понимаете, о чем речь?

В любом случае присвоение опусов — это наиболее официальный и, несмотря на минусы, один из наиболее совершенных методов систематизации произведений композитора.

Из ста тридцати восьми опусов Бетховена первые 134 были опубликованы при жизни композитора. Остальные четыре опуса (135-138) были доделаны и опубликованы посмертно, и очень часто обозначаются, как "Op. posth".

По каталогу Кинский-Хальм (WoO)

Если с «опусами», опубликованными при жизни, либо незадолго после смерти композитора все понятно, то возникает путаница с оставшимися неопубликованными произведениями. А значит, появляется необходимость систематизировать эти неопубликованные произведения в те или иные каталоги.

Наиболее значительный вклад в этом плане привнес выдающийся немецкий музыковед Георг Кинский. Именно он занимался разработкой знаменитого каталога, который переводится с немецкого, как «Работы Бетховена. Тематико-библиографический список всех его завершенных сочинений».

Однако господин Кинский к сожалению скончался, так и не успев закончить и опубликовать данный классификатор. Но все же данная, по-настоящему полезная работа не осталась забыта, и после смерти Кинского ее завершил и, наконец, опубликовал Ханс Хальм (некоторые переводят, как Ганс Гальм) в 1955 году.

Основная особенность заключается в том, что помимо произведений, опубликованным под конкретным «Опусом», здесь собраны также неопубликованные произведения, к каждому из которых присваивается аббревиатура "WoO", сокращенная от «Werke ohne Opuszahl», что в переводе на русский означает «Работы без номера опуса»

Всего в первоначальной версии этого каталога были собраны 205 произведений, помеченные данной аббревиатурой.

Например, первое произведение каталога, известное, как "Музыка к Рыцарскому балету", отмечено, как WoO 1.

Соответственно, последнее произведение каталога, "Десять музыкальных шуток", отмечено, как WoO 205.

Однако стоит отметить, что номера произведений, отмеченных, как «WoO» не всегда хронологичны. Например, произведение, отмеченное, как WoO 1 на самом деле было написано композитором примерно на 9 лет позже, чем произведение WoO 63

В каталоге также перечислены произведения, подлинность которых находится либо находилась под сомнением. Всего таких произведений — 18, и отмечены они, как   "Anh", что сокращено от немецкого "Anhang" (рус. «Приложение»).

Стоит отметить, что за некоторыми из этих произведений после долгих экспертиз все-таки была установлена подлинность. Но это касается не всех произведений.

Поэтому, если на нашем сайте Вы вдруг заметите, что к тому или иному произведению Бетховена применен атрибут «Anh», значит, атрибуция этого произведения и вовсе находится под вопросом.

В 1978 году немецкий музыковед Курт Дорфмюллер (1922—2017), который участвовал еще в создании первой версии каталога, внес в данный каталог небольшие коррективы, после чего продолжал изучать данный каталог со всей соответствующей литературой с целью его совершенствования в будущем.

Ну а в 2014 году он же, совместно с доктором Норбертом Гертшем и Джулией Рондж еще раз обновили этот каталог. Теперь он известен в музыкальном сленге, как "Нью Кинский-Хальм" (переводится, как «Новый Кинский-Хальм»).

В новый каталог, опубликованный тем же издательством «G. Henle Verlag», опубликовавшим самую первую версию каталога, было добавлено 23 новых неопубликованных произведения, исправлены некоторые ошибки, плюс добавлен раздел «Unvollendete» (незавершенные работы).

Даже сейчас этот огромный двухтомный каталог с суммарным объемом около 2000 страниц, продолжает изучаться и анализироваться музыковедами для последующих обновлений с целью еще большего совершенствования. 

По каталогу Хесс

В шестидесятых годах 19 века старейший в мире издательский дом  Брейткопф и Гертель опубликовал что-то типа «Полного собрания сочинений Бетховена» (дословное название, переведенное на русский язык: «Произведения Людвига ван Бетховена»: полное, критическое, тщательно исправленное, одобренное издание), которое было дополнено в 1888 году.

Издание содержало 263 произведения, которые были объединены в двадцать четыре «серии». Несмотря на серьезное достижение, его минусы вскоре стали очевидными.

На Четвертом Конгрессе Международного музыкального общества в 1911 году немецкий музыковед Фридрих Спиро выступил с докладом о необходимости радикального пересмотра данного издания, указав на все видимые ему недостатки и ошибки. Многие музыкальные теоретики с радостью поддержали эту идею.

В частности, швейцарский музыковед и композитор Вилли Хесс подготовил каталог с произведениями, не включенными в вышеуказанное издание. Сам каталог Хесса был опубликован в 1957 году.

Хесс включил в этот каталог 335 произведений. Затем также, как и в случае с каталогом  Кинского, к основному каталогу Хесса были добавлены еще 66 произведений сомнительного происхождения, точно также помеченные, как «Anhang» (приложение).

Стоит отметить, что многие произведения Бетховена есть как в каталоге Кинского, так и в каталоге Хесса. Поэтому не удивляйтесь, если в названии того или иного произведения есть две пометки: «WoO» (с конкретным номером) и «Hess» (также с конкретным номером).

Более того, произведения, заключенные в каталог Хесса, могут пересекаться и с официально опубликованными «Опусами». Например, произведение «Песня терпения» официально было опубликовано, как «Опус 48, №6», а в каталоге Хесса ему присвоен порядковый номер «Hess 141».

В 2003 году Джеймс Грин, музыковед и основатель «Мичиганского Общества Бетховена», не только перевел оригинальный каталог Хесса с немецкого языка на английский, но также провел значительную работу по исправлению ошибок и добавил огромное количество полезной информации о каждом сочинении со всеми необходимыми ссылками на исследования.

Версию каталога, обновленного Джеймсом Грином, на музыкальном сленге принято называть "Нью Хесс Каталог" — то есть, новый каталог Хесса.

По каталогу Биамонти

Еще один каталог произведений Бетховена создал и в 1968 году опубликовал итальянский музыковед двадцатого века, профессор Джованни Биамонти.

Первоначальное название работы Биамонти переводится с итальянского, как "Хронологический и тематический каталог всех произведений Бетховена, включая неопубликованные и неиспользованные эскизы".

Целью этой работы была попытка собрать и хронологически упорядочить все творческие работы Бетховена, включая работы, уже систематизированные в других каталогах (Кинский, Хесс).

Таким образом, каталог Биамонти очень сильно напоминает работу австрийского музыковеда Отто Эрих Дойча, опубликовавшего в 1951 году каталог сочинений Шуберта, где главным критерием систематизации произведений также была хронология их написания.

Если в каталоге Кинского произведения обозначаются, как «WoO», то отличительной особенностью нумерации произведений в каталоге Биамонти является сокращение "Bia" с добавлением номера, соответствующего определенному произведению. При этом, номер произведения определяется, исходя от даты его написания (именно написания, а не опубликования).

Для простого примера давайте рассмотрим самое первое произведение Бетховена, а именно — «Вариации на тему Дресслера».

Если в каталоге «Кинский» данное произведение указано, как «WoO 63», то в каталоге «Биамонти» этому же произведению присвоен номер «Bia. 1».

При этом, цифра "1" в каталоге означает, что данное произведение является первым по дате написания. Соответственно, номер «Bia. 4» будет означать, что произведение, которому присвоен данный номер, является четвертым сочинением композитора.

При этом, для каждого произведения, перечисленного в каталоге Биамонти, отображается не только дата создания и опубликования, но также и ссылки на номер этого произведения в других каталогах, где также присутствует это же произведение.

Таким образом Биамонти проделал просто потрясающую своими масштабами работу, объединившую аж 849 произведений и эскизов, с 1872 года («Bia.1» — те самые «Вариации на тему Дресслера») по март 1827 года («Bia. 849» — последние такты, написанные Бетховеном, предположительно для фортепиано).

Однако данная работа, представляющая собой самый настоящий шедевр каталогизации, почему-то пользуется музыкантами гораздо меньшим спросом, нежели тот же каталог Кинского.

Стоит также отметить, что после опубликования данного каталога были обнаружены и другие произведения Бетховена, о которых господин Биамонти просто не мог знать, а поэтому не включил в свой каталог. Поэтому, несмотря на то, что данный каталог и вправду наиболее полноценный, все же пока еще не существует каталога, объединившего в себя абсолютно полное собрание сочинения Бетховена.

Итак, в этом выпуске мы рассмотрели наиболее важные каталоги, систематизирующие творчество Бетховена.

Теперь Вы больше не будете спрашивать себя, что означают аббревиатуры и сокращения типа: «WoO», «Hess», «Bia» и «Anh», располагающиеся рядом с названием того или иного произведения.

На самом деле существует множество других, менее известных каталогов, однако именно вышеперечисленными каталогами пользуется большинство бетховеноведов, и мы в этом плане также не будем исключением. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.