В этом выпуске мы познакомимся с «Девятой» и «Десятой» фортепианными сонатами Людвига ван Бетховена.
Быстрая информация об Опусе 14:
- Название произведений: Под данным каталогом опубликованы две сонаты для фортепиано. В цикле «32 сонаты для ф-но» эти произведения известны, как "Соната №9" (каталожное название «Опус 14, №1») и "Соната №10" (каталожное название «Опус 14, №2»).
- Кому посвящены сонаты: Баронесса Йозефина (Джозефина) фон Браун. Ее супруг, барон Петер Фридрих фон Браун, на тот момент был директором придворного театра, имел чиновничью должность в департаменте финансов, а также занимался различными видами бизнеса (основал шелковую фабрику, занимался оптовой торговлей). Именно этот человек, благодаря занимаемой должности (директор театра), предоставил Бетховену право проведения премьеры его «Первой симфонии» в 1800 году.
- Дата написания: сам опус был опубликован в 1799 году. Написаны сонаты были, судя по всему, годом ранее. Однако первые эскизы «Сонаты №9» отсылают аж к 1795 году.
Соната №9, «Ми мажор»
К тому времени, когда Бетховен работал над «Девятой сонатой», он уже успел продемонстрировать публике свой индивидуализм в предыдущих его фортепианных произведениях. Чего только стоит потрясающая своими идеями "Патетическая соната", о которой мы говорили в прошлом выпуске.
Однако Соната №9, в отличие от «Патетической», является гораздо более скромной и простенькой работой, а поэтому редко вызывает восторженные эмоции у музыкальных критиков.
Впрочем, какого-то яростного негатива со стороны последних тоже не поступало, потому что музыка в целом простенькая, но позитивная — как раз, привычная для венского общества того времени. Лишь изредка ярые ценители бетховеновского темперамента высказывались относительно Девятой сонаты не то, чтобы негативно, но все же, весьма критично.
В частности, американский пианист и музыковед Чарльз Розен считает как эту, так и «Десятую сонату» из этого же опуса «значительно более скромными произведениями, нежели их предшественники».
В принципе, если сравнивать с той же «Патетической», то его слова вряд ли лишены смысла. Более того, господин Розен окрестил эти сонаты «предназначеными для домашнего использования» и «небогатыми техническими трудностями».
На счет «домашнего пользования», конечно же, можно не согласиться, ибо оба произведения абсолютно не теряются на фоне, скажем, гайдновских или моцартовских сонат. Но то, что «Девятая соната» на фоне предыдущих не пестрит бетховеновским темпераментом, а также не является каким-то серьезным техническим испытанием для пианиста, можно в принципе считать правдой (разве что за исключением некоторых фрагментов в финале).
В общем, предлагаем Вам самим ознакомиться с данным произведением. Чуть ниже Вы можете послушать Сонату №9 в исполнении великого маэстро Рихтера.
Слушать часть 1:
Слушать Часть 2:
Слушать Часть 3:
Как видите, несмотря на свою простоту и минимальное наличие элементов «бури и натиска» (в отличие от других бетховеновских сонат), произведение получилось очень даже «симпатичным».
Более того, сам композитор буквально через пару лет переложит данную сонату на струнный квартет. Бетховен вряд ли сделал бы это, если бы произведение не приняли в обществе.
Разве что стоит отметить, что в новом переложении Бетховен транспонировал произведение на полтона выше — то есть, в тональность «Фа мажор». Вероятнее всего, композитор сделал это для более удобного исполнения на струнных.
Ну а, собственно, послушать версию данной сонаты в исполнении струнного квартета Вы можете на видео ниже:
Соната №10, «Соль мажор»
В отличие от Сонаты №9, следующую — «Десятую» фортепианную сонату Бетховена, опубликованную, как «Опус 14, №2», полюбили многие музыканты (хотя, опять же, к предыдущему произведению у них тоже особо резких претензий не было).
Также, как и «Девятая», Соната №10 весьма сжата и лаконична (суммарная длительность — около 15 минут), и в ней тоже отсутствует медленная часть. Точнее, формально она есть, но она выражена несколько иначе, нежели традиционная «медленная часть» предыдущих сонат Бетховена.
Здесь (во 2-й части) композитор впервые решил использовать вариации. Стоит отметить, что идея получилась очень даже неплохая, и Бетховен будет использовать этот прием и в некоторых более поздних сонатах.
Ну а традиционное «Скерцо» Бетховен впервые использует, как ни странно, в финале сонаты — это нововведение, пожалуй, является исключением из правил, ибо в других сонатах композитор данный прием больше не повторял (хотя, получилось очень даже интересно).
Стоит также отметить, что, если Сонату №9 выдает ее избыточная «оркестровость» (что впоследствии было подтверждено авторским переложением на струнный квартет), то Соната №10 — это самое, что ни есть, фортепианное произведение.
Слушая эту сонату, сразу понимаешь, для какого именно инструмента она была написана. Трудно представить, как бы эта соната звучала в исполнении того же струнного квартета, если не брать во внимание ту самую «вторую часть» с вариациями — здесь «оркестровость» все же присутствует.
Слушать Часть 1 (исполняет Эмиль Гилельс):
Слушать Часть 2 (исполняет Вильгельм Кемпф):
Слушать Часть 3 (исполняет Маурицио Поллини):
Как видите, несмотря на лаконичность, «Десятая соната» получилась очень даже приятная на слух.
С этим согласны многие музыковеды, в том числе известный бетховеновед, Дональд Тови — он назвал эту сонату «небольшой, но, при этом, изысканной работой».