Cоната 4, Ми-бемоль мажор (Большая соната)

Здравствуйте, дорогие ценители творчества Бетховена! Сегодня мы познакомимся с Сонатой «Ми-бемоль мажор», известной также, как «Большая соната».

Бетховен, соната 4 для фортепиано

Некоторые факты о Четвертой сонате:

  1. Произведение опубликовано, как «Опус №7» и является единственным, опубликованным под данным опусом. Однако в неофициально систематизированном сборнике «32 сонаты Бетховена» данному произведению присвоен порядковый номер «4».
  2. Тональность: Es-dur (Ми-бемоль мажор)
  3. Соната является четырехчастной
  4. Опубликована в 1797 году, однако, скорее всего, написана была годом ранее в Братиславе.
  5. Посвящена графине Анне Луизе Барбара фон Кеглевич (1780—1813), более известной, как Бабетта.
  6. Синонимы: это произведение также называют «Большой сонатой». Еще одно, менее популярное название - «Влюбленная».

Кому посвящена Четвертая соната?

Несмотря на то, что буквально абзацем выше мы уже ответили на сей вопрос, все же в литературе нередко встречается путаница по поводу того, кому именно посвящено данное произведение. Нет, на самом деле все музыканты прекрасно знают, что данная соната посвящена некой девушке по прозвищу «Бабетта».

Однако на некоторых форумах и биографических источниках авторы путают эту девушку с другой Бабеттой, а именно с Анной Барбарой Кох - дочерью хозяйки гостиницы «Цергартен» на рыночной площади Бонна, где любил отдыхать молодой Бетховен в компании самых близких друзей. Кстати, сама Бабетта также была «своим человеком» в той компании (подробнее об этом эпизоде биографии).

Ну а сегодня же речь идет совсем о другой Бабетте — графине, именуемой Анной Луизой Барбарой фон Кеглевич (так ее звали до замужества, а в 1801 она выйдет за итальянского князя Инноченцо Одескалки и возьмет его фамилию), дочери графа Карла Кеглевича и Катерины Зичи .

Именно этой девушке Людвиг посвятил четвертую сонату. К сожалению, изображение портрета самой Бабетты найти не удалось.

Кстати, если верить слухам, то в отличие от той самой «боннской» Бабетты, которую Вегелер (близкий друг Бетховена) открыто называл «Самой красивой женщиной на его памяти», графиня Кеглевич, о которой мы говорим сегодня, далеко не блистала красотой.

В принципе, возможно, так оно и было. Ведь, как мы знаем точно, Бетховен очень легко и быстро влюблялся в своих красивых и талантливых учениц (графиня Кеглевич, как раз, была его ученицей). А, учитывая, что Людвиг особо не испытывал любовных чувств конкретно к этой персоне, можно предположить, что она, действительно, обладала далеко не самой красивой внешностью. Иначе влюбчивый Бетховен вряд ли обошел бы ее стороной.

В то же время есть сведения, что сама графиня Кеглевич, напротив, была влюблена в Людвига.

Возможно, именно поэтому сразу после опубликования данную сонату неофициально окрестили красивым названием «Влюбленная».

Впрочем, гипотетическая влюбленность Бабетты в своего учителя совершенно не мешала известному своей неопрятностью Бетховену заниматься со своей ученицей, будучи одетым в старый домашний халат и с ночным колпаком на голове.

Но, судя по всему, сам композитор не испытывал к своей ученице Бабетте ничего, кроме дружеских чувств (хотя, есть и другие мнения). Однако мы не без оснований можем полагать, что Бетховен еще, как минимум, восхищался ее талантом, как пианистки.

Действительно, многие биографические источники свидетельствуют о том, что девушка была достаточно сильной пианисткой. В принципе, это частично подтверждается технической сложностью произведений, которые Бетховен посвятил Бабетте, включая как эту сонату, так и несколько других произведений: 

  • Вариации на тему Сальери (WoO 73);
  • Шесть вариаций в Фа мажоре (Опус 34);
  • Концерт для ф-но До мажор (Опус 15).

Ведь все вышеперечисленные произведения достаточно сложны с точки зрения техники, а значит, задают высокие требования к исполняющему их пианисту. А раз Бетховен посвятил их Бабетте, то, судя по всему, он считал ее достаточно сильной пианисткой.

Слушать сонату №4

Итак, Вы уже знаете, что данное произведение молодого Бетховена получило второе название — «Большая соната». И несложно догадаться, почему. 

Дело в том, что из тридцати двух сонат Бетховена, относительно неизвестная Четвертая фортепианная соната является второй по продолжительности, проигрывая в этом плане лишь Сонате №29, более известной, как «Хаммерклавир». Но последнюю композитор напишет аж спустя более, чем 20 лет. 

Отличилось произведение не только своей необычной продолжительностью, но также и новизной характера. Если, обсуждая первые три сонаты, посвященные Гайдну, мы еще говорили о возможном компромиссе со стороны Бетховена, дабы не испугать излишним новаторством венскую публику, привыкшую к «легким» и изящным произведениям Моцарта и того же Гайдна, то четвертая соната — это просто революционный рывок вперед, не оставляющий никаких поводов сомневаться о стремлении молодого Бетховена к творческой индивидуальности.

При этом, складывается впечатление, что в данной сонате Людвиг будто бы пытался найти какие-то совершенно новые творческие пути, необходимые для выражения своих истинных художественных замыслов, значительно отличавшихся от стандартных шаблонов, созданных старшими композиторами.

Примечательно то, что в отличие от поздних произведений композитора, в Четвертой сонате знаменитая бетховеновская энергетика выражена не нервозностью и агрессией, а наоборот, радостью, торжеством, фанфарами. Ведь период работы над Большой сонатой совпал с достаточно светлыми временами, которых в жизни композитора было не так много.

Послушать Четвертую сонату можно на видео ниже. Подобно предыдущим сонатам из Второго опуса, данная соната тоже является четырехчастной:

  • Часть 1. «Allegro molto e con brio» (на видео начинается с 0:19)
  • Часть 2. «Largo, con grand espressione» (начало на видео с 8:24 )
  • Часть 3. «Allegro» (на видео с 16:07)
  • Часть 4. «Rondo, poco allegretto e grazioso» (с 23:35)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.