Первое произдведение Бетховена: 9 вариаций на тему «Марша» Дресслера

Здравствуйте, дорогие любители творчества Людвига ван Бетховена. Сегодня мы поговорим о самом первом произведении великого композитора.

Споры о первом произведении композитора

Традиционно среди биографов ведутся споры по поводу того, какое именно произведение было самым первым в композиторском арсенале Людвига ван Бетховена.

Однако эти споры совершенно бессмысленны, так как сам Бетховен назвал своим первым произведением его 9 вариаций, написанных на тему «Марша» Эрнста Кристофа Дресслера, написанные в тональности «до-минор». Об этом произведении мы вкратце упоминали в статье "детство Бетховена".

Людвиг лично отметил, что именно эти 9 вариаций для ф-но были его первой композиторской практикой.  В качестве даты сочинения данного произведения в биографических источниках приводится 1783 год.

И это вполне справедливо, так как именно в этом году произведение было официально издано. Но есть также мнение, что в реальности молодой Бетховен написал эти вариации за год до официального их опубликования.

Первое произведение Бетховена - 9 вариаций на тему марша Дресслера

Кем был Дресслер?

Самого Дресслера в наше время почти никто не знает. А если и знают, то, в основном, только благодаря этим 9 вариациям, написанным юным Бетховеном. Но, пожалуй, пару слов о нем сказать все-таки было бы справедливым.

Эрнст Кристоф Дресслер был композитором, певцом-тенором а также музыкальным теоретиком. Родился он в городе Гройсен (Тюрингия, Германия) 13 августа 1734 года. Учился он в германских городах: Галла, Йена, а также в Лейпциге, где он научился играть на скрипке.

Затем Дресслер отправился в Байройт, где обучался у некого Турготти. Чуть позже он работал учителем музыки во дворце маркграфа. С 1763 года Дресслер был принят на работу учителем музыки во дворец герцога Готы, а с 1767 — во дворец принца Фюрстенбергского.

Ну а в конечном итоге Дресслер устроился работать певцом в оперный театр города Кассель (Германия). Там он будет жить до самой смерти 6 апреля 1779 года.

За свою короткую жизнь Дресслер опубликовал несколько сборников народных песен и других произведений. Но, пожалуй, единственным более-менее известным произведением Дресслера является его «Марш», на который Бетховен написал те самые 9 вариаций.

История и краткий обзор произведения

Стоит отметить, что Людвиг в то время учился у Кристиана Готлоба Нефе, который, по всей видимости, помогал юному композитору в сочинении его первой композиции.

Одной из дисциплин, которые Нефе преподавал Бетховену, был «генерал-бас» (гармония). Вполне возможно, что написанные молодым Людвигом «9 вариаций» были одним из домашних заданий юного композитора.

Кристиан Готлоб Нефе

Именно, благодаря Нефе, его знакомый, Иоганн Михаэль Гётц — владелец одноименного издательства «Гётц» в городе Мангейм, опубликовал это произведение. Посвящено оно было овдовевшей графине Фелиции фон Вольф-Меттерних

Нефе не только помог Бетховену в написании и в опубликовании этого произведения, но также использовал свои связи, чтобы поведать о творении своего ученика в "Журнале Музыки" (Magazin der Musik). Саму статью в этом журнале опубликовал друг Нефе - Карл Фридрих Крамер.

В этой статье от 2 марта 1783, Нефе также похвалил своего ученика, рассказав о импровизаторском таланте своего ученика, великолепной технике читки с листа, а также перспективе Людвига стать «вторым Моцартом». В этом плане Кристиана Готлоба Нефе можно считать одним из первых «пиарщиков» Бетховена. 

Несмотря на очевидную «примитивность» по сравнению с более поздними сочинениями Бетховена, эти «9 вариаций» получились достаточно интересными, учитывая практически детский возраст композитора (12 полных лет) на время опубликования. Для того, чтобы в этом убедиться, можете послушать одно из доступных исполнений этих вариаций:

Как видите, сама тема «марша» достаточно проста и отчетливо узнается во всех 9 вариациях. Особенно сильное сходство наблюдается между "темой« и первой вариацией - с точки зрения текста мелодии изменения там минимальны. Разве что задающие ритм аккорды в левой руке сменяются на „восьмые“ ноты.

Во второй вариации в качестве аккомпанемента в левой руке остаются те же „восьмые ноты“, зато в основной мелодии, которая играется правой рукой, появляются „шестнадцатые“, которые добавляют „жизни“ в строгую и грустную тему марша. Кстати, »вторая" и четвертая вариации очень похожи между собой в плане фактуры.

Особенно это сходство будет слышно, если мысленно убрать из произведения третью вариацию, служащую неким контрастом между «второй» и «четвертой». В этой вариации шестнадцатые ноты переходят в аккомпанемент левой руки, а правая рука продолжает играть тему. В «четвертой» вариации шестнадцатые ноты опять вернутся в правую руку.

Пятая вариация начинается  со "стаккато", передающегося из левой руки в правую посредством чередования. Далее «стаккато» прерывается "тридцать вторыми" нотами, которые усложняют это достаточно простое произведение, добавляя ему немного виртуозности. Вообще, с точки зрения технической сложности произведение чаще всего исполняют в старших классах музыкальных школ и на первых курсах музыкальных училищ.

Стоит отметить, что «тема» и первые восемь вариаций отмечены темпом «Maestoso», что идеально соответствует ритму и скорбному характеру марша. Однако девятая вариация преподносит неожиданный сюрприз.

Темп в девятой вариации резко изменяется на «Allegro», а сама тональность из минорной переходит в мажорную. Этот прием Бетховен будет неоднократно использовать в более поздних произведениях, в том числе и в знаменитой «Пятой симфонии». Эта вариация заметно выделяется на фоне остальных и лишь, отдаленно намекая, напоминает основную тему марша.

Марш Дресслера (тема)

Как и некоторые другие ранние произведения Бетховена, в этих вариациях очень сильно отражается влияние музыки Моцарта, и не происходит ярко выраженных отклонений от традиционной композиции того времени. Здесь еще нет сильно выраженной экспрессии и агрессивности (в хорошем смысле), свойственной более поздним произведениям Бетховена. 

Есть даже сведения, что через много лет Людвиг, будучи уже взрослым, станет очень неохотно вспоминать о своих первых произведениях, написанных под влиянием тогдашних традиций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.