Кантата на восшествие Леопольда Второго на императорский престол

Сегодня мы познакомимся с еще одной из двух императорских кантат Людвига ван Бетховена. Только, если предыдущая кантата имела траурный характер, то произведение, о котором мы поговорим сегодня, напротив, было написано в честь торжественного восшествия на престол нового императора — Леопольда Второго.

Кантата на восшествие Леопольда Второго на императорский престол

Внимание!

Обсуждаемого в данной статье императора Леопольда Второго ни в коем случае не нужно путать с кровавым бельгийским королем, причастным к геноциду миллионов африканцев — несмотря на похожие имена, это совершенно разные люди.

Мы же сегодня говорим о другом Леопольде, который был предпоследним императором Священной Римской Империи после смерти его старшего брата — предыдущего императора, Иосифа Второго (о нем мы говорили в предыдущем выпуске).

Также очень важно отметить, что императорская кантата Бетховена, о которой мы сегодня поговорим, непосредственно связана с другой кантатой, о которой мы говорили в предыдущем выпуске.

Иными словами, данный выпуск является логическим продолжением предыдущего. Следовательно, для более объективного понимания обстоятельств, связанных с сочинением данной кантаты, обязательно прочтите тот выпуск, иначе Вы много чего не поймете — читать.

Кем был Леопольд Второй?

Как известно, 27 ноября 1763 года красавица Изабелла Пармская, первая и любимая супруга Иосифа Второго, скоропостижно умерла от оспы, оставив Иосифа (тогда еще не императора) без наследника. Если быть точнее, то у Изабеллы при жизни было два выкидыша (в 1762 и в 1763 годах, соответственно), а уже за несколько дней до собственной смерти она родила девочку — Марию Кристину, которая умерла в день рождения.

Иосиф, который был просто раздавлен смертью любимой супруги, подарил всю свою любовь их единственной выжившей дочери - Марии Терезии Елизаветы, рожденной  20 марта 1762 года.

Хотя после смерти любимой супруги Иосиф не рассматривал варианты нового брака (за исключением неудачной попытки жениться на уже просватанной сестре Изабеллы — Марии Луизы), его властная мать, тогда еще живая Мария Терезия, заставила сына жениться на Марие Йозефе Баварской (свадьба состоялась 23 января 1765 года).

Последнюю Иосиф так и не полюбил, да и сам брак оказался коротким по причине болезни Марии Йозефы, приведшей к ее последующей смерти 28 мая 1767 (также, как и первую жену Иосифа, Марию Йозефу погубила оспа).

В итоге, от второго брака у Иосифа тоже не было детей, а любимая дочь от первого брака, Мария Терезия Елизавета, сильно заболела и, несмотря на все попытки Иосифа спасти ее, умерла от пневмонии 23 января 1770 года, не дожив до восьми лет.

Таким образом, после смерти Иосифа Второго (напомним, это произошло 20 февраля 1790 года) приемником императорского престола стал младший брат Иосифа, третий сын* Марии Терезии и Франца Первого Лотарингского —  Леопольд. *Напомним, что старшим сыном Марии Терезии был Иосиф, так и не оставивший потомство, а второй ее сын, Карл Иосиф, скончался за пару недель до шестнадцатилетия — именно поэтому приемником престола был именно третий сын - собственно, Леопольд.

Император Леопольд Второй

Ну а теперь для того, чтобы не пересказывать подробную биографию Леопольда Второго (ее Вы при желании можете найти в интернете) и не тратить Ваше время, мы просто перечислим несколько быстрых фактов из биографии этого правителя:

  • Полное имя Леопольда ВторогоПетр Леопольд Йозеф Антон Иоахим Пиус Готтхард
  • Дата рождения: 5 мая 1747, Вена
  • После смерти в 1760 году старшего брата, Карла, было решено, что Леопольд унаследует за своим отцом, Францом Первым Лотарингским, титул «Великого Герцога Тосканского».
  • 5 августа 1764 года женился на дочери испанского короля Карла Третьего и Марии Амалии Саксонской, испанской инфанте Марие Луизе (не нужно путать ее с испанской королевой, Марией Луизой Пармской — младшей сестрой вышеупомянутой Изабеллы Пармской, первой супруги Иосифа Второго).
  • После смерти отца (1765) Леопольд получает обещанный титул правителя Тосканы и вместе со своей супругой живет во Флоренции (столица Великого герцогства Тосканского) в течение 25 лет.
  • Первые 5 лет правления Тосканой Леопольд осуществляет чуть ли ни номинально, под кураторством специальных людей, назначенных его матерью — властной Марией Терезией. В 1770 году совершил поездку в Вену, вернувшись из которой начинает фактически самостоятельное правление Тосканой.
  • Будучи тосканским герцогом, Леопольд вложил много сил в улучшение личностных прав и свобод граждан, в улучшение их экономических свобод с одновременным снижением ставок налогообложения, в улучшение качества здравоохранения (например, он ввел систематическую вакцинацию от оспы, а также сделал очень многое для помощи психически больным).
  • Среди леопольдовских реформ нового уголовного права (1786) выделяется прежде всего отмена смертной казни (Леопольд был первым, кто это сделал), включая уничтожения всех орудий для казни на его земле и запрет пыток, а также в его новом уголовном праве отсутствовала конфискация имущества.
  • Подобно своему старшему брату, Иосифу Второму, Леопольд поддерживал идею Просвещения.
  • Устойчивое, последовательное и весьма прагматичное правление Леопольда в Тоскане шаг за шагом продвигало Великое герцогство на высокий уровень материального благополучия. Однако то и дело решениям Леопольда противостояли некоторые влиятельные консерваторы из «высших слоев» общества. В частности, Леопольд, подобно Иосифу, стремился взять под контроль произвол Церкви, однако встретил существенный отпор со стороны последней (в прочем, как и Иосиф в свое время).

В целом, сама концепция правления Леопольда в Тоскане основывалась во многом на уважении к правам/свободам граждан (в том числе и политических), а также балансу между исполнительной и законодательной ветвями власти.

Однако в последние годы своего правления в Тосканском герцогстве Леопольд начал остерегаться растущих беспорядков в немецком и венгерском владениях своей семьи, что было прямым результатом строгих методов политики его старшего брата — императора.

Вообще, он и Иосиф II были сильно привязаны друг к другу братскими отношениями и часто встречались как до, так и после смерти их матери, Марии Терезии. Однако, когда в 1789 году Иосиф, предвидевший свою скорую неминуемую смерть, попросил Леопольда приехать в Вену и стать его соправителем, Леопольд уклонился от этой просьбы старшего брата. Даже в момент смерти Иосифа (20 февраля 1790 года) Леопольд все еще находился во Флоренции и вплоть до 3 марта 1790 года не покидал этот город.

Многие объясняют данный поступок Леопольда его невероятной прагматичностью — немцы даже шутят, что «сердце Леопольда состояло из мозгов». И в этом на самом деле есть логика! Ведь амбициозный реформатор Иосиф Второй, будучи императором, настроил против себя мощнейшую оппозицию, состоящую, в основном, из наиболее влиятельных слоев общества (крестьяне и обычные горожане, наоборот, любили его). Поэтому его приемник Леопольд, знающий, что ему вот-вот придется взойти на престол, был очень аккуратен в своих решениях, даже если они противоречили его истинным желаниям.

Леопольд и Иосиф - изображение двух братьев

А после того, как Леопольд, наконец, стал императором (это произошло 9 октября 1790 года), он отменил большинство реформ Иосифа Второго, тем самым, настроив значительную часть вышеупомянутой оппозиции в свою сторону, хотя, судя по предыдущим реформам самого Леопольда, идейно он поддерживал реформы своего покойного брата. Поэтому тут можно сказать только одно — с точки зрения политики, зная, какие силы ему противостоят, и какие внешние обстоятельства его окружают (например, натянутые отношения с Пруссией и Османской империей, коварные амбиции со стороны Екатерины Второй и, конечно же, опасная революционная «пороховая бочка» во Франции), Леопольд практически все сделал правильно, ибо у него банально не было выбора.

Уверенно решая важнейшие стратегические вопросы один за другим (где-то весьма успешно, где-то не очень), Леопольд внезапно заболел острым плевритом¹ и умер 1 марта 1792 года — то есть, буквально через полтора года после восшествия на престол.


  1. Некоторые утверждали, что на самом деле Леопольда забрала не болезнь, а целенаправленное тайное убийство — возможно, путем отравления. Однако никаких доказательств нет.

Что касается императрицы Марии Луизы, супруги Леопольда — она умерла 15 мая 1792 года — то есть, буквально через пару месяцев после смерти мужа, не дожив до коронации своего старшего сына, Франца.

В отличие от Иосифа, брак Леопольда и Марии Луизы был очень плодотворным — всего у них родилось шестнадцать детей, многие из которых являются весьма известными в истории личностями.

В частности, их вышеупомянутый старший сын, Франц Второй был избран следующим после смерти Леопольда и, соответственно, был последним императором Священной Римской Империи. А младший сын Леопольда, эрцгерцог Рудольф, то ли по совпадению, то ли по воле судьбы через несколько лет после смерти своего отца-императора станет близким другом, учеником и одним из наиболее важных покровителей Бетховена.

Кстати, на счет Бетховена — пора уже, наконец, вернуться к 1790 году, а именно, к моменту восшествия Леопольда на престол императора и познакомиться с самой кантатой, посвященной этой торжественной коронации.

Загадки истории второй «императорской» кантаты

Напомним, что в предыдущем выпуске мы подробно говорили о траурной кантате, сочиненной Бетховеном для специального мероприятия, посвященного памяти покойного императора Священной Римской Империи — Иосифа II, умершего 20 февраля 1790 года.

Сочинение той самой кантаты было поручено девятнадцатилетнему композитору членами боннской организации «Общество любителей чтения», куда входили старшие коллеги по работе, а также покровители Бетховена. Однако по самым разным причинам траурная кантата не была исполнена на вышеупомянутом мероприятии (оно прошло 19 марта 1790 года), но при этом с музыкальной точки зрения произведение получилось более, чем серьезное и «взрослое» для пока еще юного Бетховена.

Через несколько месяцев, а именно 30 сентября 1790 года был избран* следующий император — как Вы уже догадались, им стал Леопольд, младший брат покойного Иосифа. *Напомним, что императоры Священной Римской Империи по закону избирались специально уполномоченными выборщиками — курфюрстами. Однако на практике еще задолго до коронации императора все уже прекрасно знали, кто станет следующим императором.

Сама церемония венчания нового императора прошла 9 октября 1790 года во Франкфурте-на-Майне. Поговаривают, что Максимилиан Франц, курфюрст Кёльна (он же — прямой работодатель юного Бетховена), тоже присутствовал на коронации. Напомним, что последний был самым младшим из сыновей Марии Терезии — то есть, родным братом новоиспеченного императора Леопольда и покойного императора Иосифа Второго.

Максимилиан Франц - курфюрст Кельна

Торжества по этому поводу состоялись в самых разных городах, включая столицу Кёльнского курфюршества — Бонн, где, как мы знаем, жил и работал Бетховен в то время.

Последнему, как уже говорилось выше, было поручено написать кантату по поводу этой коронации. Однако, как с траурной кантатой «На смерть Иосифа Второго», так и с новым произведением связано много вопросов.

Напомним, что обстоятельства, связанные с предыдущей, «траурной» кантатой, мы обсуждали в этой статье.

Например, мы не знаем точно, кто именно заказал Бетховену сочинение этой кантаты. Логика подсказывает, что с наибольшей вероятностью заказчиком новой императорской кантаты были все те же участники боннского «общества любителей чтения», которые заказали предыдущую кантату. Однако многие биографы, хоть и с сомнением, но все же не отрицают возможность того, что заказчиком произведения был сам курфюрст Максимилиан Франц (который, как мы помним, был куратором вышеупомянутого «общества»).

Что касается авторства текста этой кантаты — в основном, биографы указывают того же Северина Антона Авердонка, написавшего стихи к предыдущей кантате. Однако мы, к сожалению, не нашли подтверждения этого факта. Более того, анализируя текст этого произведения, становится очень трудно поверить, что его написал все тот же молодой монах Авердонк, написавший стихи к первой кантате, ибо, как очень правильно отметила Лариса Кириллина*, эти стихи страдают излишней «риторической напыщенностью». И поэтому, учитывая распространенность биографических «фантазирований» в бетховенистике, отметим авторство Авердонка скорее, как предполагаемое, нежели безоговорочное. *Л.В.Кириллина, страница «100», («Бетховен. Жизнь и творчество», том первый).

Ну и самое главное, что нас озадачивает в этой кантате — это тот факт, что она не была исполнена на запланированном мероприятии также, как и ее предшественница. Возможные причины неисполнения «первой» кантаты мы обсуждали в предыдущей статье. А понять причины, почему не была исполнена новая, «леопольдовская» кантата, гораздо сложнее.

Знакомимся с кантатой

Напомним, что кантата, написанная на вступление Леопольда Второго на императорский престол, как и предыдущая кантата (на смерть Иосифа Второго), не были опубликованы при жизни Бетховена.

Как Вы уже знаете из предыдущей статьи, у копий обеих кантат была достаточно сложная судьба, в процессе которой они в конце концов попали в руки к музыковеду Эдуарду Ганслику и уже потом были опубликованы знаменитым издательством "Брайткопф и Гертель" (1788).

Позже обе эти кантаты были опубликованы и в других каталогах, включая Кинский-Хальм (под номерами: «WoO 87» и «WoO 88», соответственно) и хронологический каталог Биамонти (под номерами «Bia.17» и «Bia.18», соответственно).

Мало кто сомневается в том, что именно эти две кантаты являются наиболее существенным композиторским достижением Бетховена в его так называемом «боннском» творческом периоде.

Однако также следует отметить, что большинство биографов и музыкальных критиков склонны ставить на первое место именно первую кантату (на смерть Иосифа Второго). А вторую, «леопольдовскую» кантату, как правило, считают более слабым произведением.

Можно, конечно же, искать в этой кантате ее собственные плюсы, которые, безусловно, имеются. Однако глупо было бы не замечать того факта, что кантата «На смерть Иосифа Второго» получилась гораздо более совершенным произведением, нежели новая императорская кантата.

И дело даже не в том, что «леопольдовская» кантата получилась в два раза короче предшественницы — лаконичность в некоторых случаях можно даже трактовать, как плюс. Нет, дело на самом деле в том, что произведение, действительно, проигрывает «иосифовской» кантате с музыкальной точки зрения, показывая недостаточный опыт девятнадцатилетнего композитора в самых разных деталях.

Многие биографы, включая вышеупомянутую Ларису Кириллину, не исключают, что на качество этих кантат могло повлиять отношение самого Бетховена к предметам их воспевания. Ведь юный Бетховен фактически вырос во время правления Иосифа Второго и, безусловно, уважал многие идеи покойного императора, поэтому мог более ответственно подойти к сочинению именно этой кантаты.

А личность нового императора, Леопольда, к тому времени наверняка еще не раскрылась полностью для юного композитора, ведь в те времена не было известных информационных технологий (включая любимый наш интернет), а за пределами Тосканского герцогства о Леопольде, вообще, мало что знали. Поэтому, согласно мнению некоторых музыковедов, к сочинению новой кантаты юный композитор мог подойти как бы с меньшей искренностью, отнесясь к сочинению этой музыки, как к хоть и важному, но все же заказу, который просто нужно выполнить.

Однако стоит отметить, что, несмотря на отмену большинства реформ покойного императора, Леопольд Второй всё же поддерживал многие идеи своего брата и, если бы прожил более долгую жизнь, то некоторыми своими либеральными взглядами и прагматичными решениями он наверняка сумел бы вызвать уважение со стороны Бетховена.

Итак, «леопольдовская» кантата, как уже упоминалось выше, получилась почти в 2 раза короче своей предшественницы. В целом она состоит из шести частей. Предлагаем послушать каждую из них!

1. Речитатив (сопрано)

Помните, вначале статьи мы говорили, что эта кантата очень сильно связана с предыдущей? Так вот, подобно передачи императорского титула от одного императора к другому (в данном случае от покойного Иосифа к Леопольду), новая кантата по сути также является продолжением предыдущей.

И открывается она с речитатива (сопрано), который начинается со слов «Он спит», на которые следует очень короткий ответ хора «Пусть покоится великий государь».

Основной мыслью текста этой части является то, что смерть покойного Иосифа стала страшным ударом для народа, в ответ на мольбы которого Небеса посылают на Землю спасителя в лице нового императора — Леопольда. В общем, можете послушать эту часть ниже:

2. Ария «Лейтесь, радостные слёзы!»

По-настоящему красивой и жизнерадостной получилась весьма продолжительная соль-мажорная ария сопрано.

Эта ария сочетает в себе не только красивую музыку, но также и весьма солидную техническую сложность как самой партии голоса сопрано, так и заметно выделяющихся партий виолончели и флейты, которые сопровождают солистку.

При этом вышеупомянутая исполнительская сложность касается лишь самих музыкантов, а слушатель на нее практически не обращает внимание, так как в целом музыка, несмотря на виртуозность, получилась не по-бетховеновски безмятежной.

Несмотря на свою продолжительность, именно эта ария получилась наиболее «цельным» и гармонически сбалансированным произведением во всей кантате. Здесь и солирующий голос, и оркестровые инструменты со своими весьма сложными партиями не играют «сами по себе», а объединяются в единое движение.

3. Речитатив (Бас)

Далее мы слышим очень короткий басовый речитатив, который своим клавесинным аккомпанементом отдаленно напоминает церковные кантаты ранних полифонистов.

Текст этой части в очередной раз повествует о счастье, мире и благословении, прибывшим на германские земли вместе с пришествием нового императора, а в конце приветствует его самого.

4. Речитатив (тенор)

Сразу после этого мы слышим уже другой речитатив, начинающийся со слов «Как мое сердце трепещет от радости». Эта часть такая же короткая, и по окончании практически без перерыва и без каких-либо финальных аккордов переходит в следующую.

5. Терцет

Как уже говорилось выше, речитатив тенора беспрерывно переходит в следующую часть — «терцет», который начинает всё тот же тенор, а затем к нему постепенно подключаются остальные голоса: бас и сопрано.

Текст этой части на русском языке примерно таков: «Ты, кто называл Иосифа своим отцом, больше не плачь! Он (Леопольд) также велик, как и тот, кого мы знали, как отца. Народ, больше не плачь! Он также велик, как Иосиф».

6. Хор

И, наконец, в относительно нераспространенном размере «12/8» начинается по-настоящему «живая» торжественная финальная часть с хором, начинающаяся со слов «Повергнитесь ниц, миллионы».

Эта фраза, в свою очередь, уж очень похожа на аналогичную в шиллеровской оде «К радости», которую через много лет Бетховен использует в одном из величайших музыкальных произведении за всю историю человечества — «Девятой симфонии».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.