Бетховен, соната для фортепиано №11 (Опус 22)

В этом выпуске мы познакомимся с «Одиннадцатой» фортепианной сонатой Людвига ван Бетховена.

Бетховен соната 11

Когда была написана и кому посвящена Соната №11

По словам известного бетховеноведа, Александра Тэйера, Бетховен необычайно долго работал над этой сонатой, а именно с 1799 года до второй половины 1800 года.

Однако опубликована соната была спустя два года после написания (в 1802) издателем Хоффмайстером, который тремя годами ранее опубликовал «Патетическую сонату».

Некоторые источники очень часто приписывают посвящение этой сонаты барону фон Брауну — но это очень большая ошибка.

На самом же деле фортепианная соната «Си-бемоль мажор», как и некоторые другие произведения Бетховена, была посвящена не барону Брауну, а графу Ивану Юрьевичу Броуну, о котором мы более подробно говорили в выпуске про «Десятый опус», включающий в себя «Пятую», «Шестую» и «Седьмую» фортепианные сонаты.

Вот только указанный выше «Десятый опус» был посвящен Аннетте — супруге графа Броуна, а «Соната №11», о которой мы говорим сейчас, была посвящена самому графу.

Поэтому, несмотря на похожие фамилии, и, несмотря на близкое знакомство обоих этих персон с Бетховеном, барон Петер фон Браун и граф Иван Юрьевич Броун (он же Иоганн Георг Броун-Камю) — это абсолютно разные люди, поэтому не нужно их путать.

Титульный лист сонаты №11 с посвящением графу Броуну

Критики о сонате №11. Слушаем произведение

Известно, что композитор назвал это произведение «Большой сонатой». Однако мы прекрасно помним, что за пять лет до его опубликования этим же названием окрестили Сонату №4, посвященную графине Бабетте Кеглевич.

Из писем композитора издателю Антону Хоффмайстеру становится ясно, что сам Бетховен считал данное произведение без малого лучшей из всех его ранних фортепианных сонат.

В то же время не только сам композитор положительно отзывался о данном произведении. Например, Дональд Тови, знаменитый музыковед, углубленно изучавший творчество Бетховена, назвал эту сонату «венцом достижения и кульминацией ранних грандиозных фортепианных сонат Бетховена».

Вероятнее всего, под «грандиозными» господин Тови имел ввиду четырехчастные сонаты Бетховена — ведь «Одиннадцатая соната», как и первые фортепианные сонаты композитора состоит из четырех частей. В последующих сонатах, по словам Тови, явно отражается тот факт, что Бетховен больше экспериментирует с их формой и концепцией.

Кстати, послушать все четыре части данного произведения Вы можете ниже (играет Вильгельм Кемпф, немецкий пианист двадцатого века).

Для того, чтобы слушать сонату по частям, нажимайте на картинки слева, соответствующие конкретной части:

По мнению другого музыковеда и продюсера, Мейнарда Соломона, соната «Опус 22» завершает фазу высокого классицизма в развитии фортепианных сонат Бетховена, отмечая абсолютную уверенность в его мастерстве над сонатной формой.

В свою очередь еще один американский музыковед двадцатого века, Уильям Штейн Ньюман, нашел в этой сонате «новый пре-мендельсоновский шарм и изящество», а также «нотки итальянского лиризма».

Интересно также мнение канадского пианиста, Антона Куэрти, отметившего, что отличительной чертой сонаты «Си-бемоль мажор» является удивительный диапазон выразительных возможностей, которые Бетховен извлекает из своего материала. Куэрти весьма удивлен тем, насколько разнообразное и оживленное развитие композитор получил из, казалось бы, очень простых и кратких идей.

Следовало бы также обратить внимание на мнение знаменитого российского музыканта и критика, Александра Гольденвейзера, причислившего «Cонату № 11» к ряду редких произведений, имеющих не по-бетховеновски светлое настроение и традиционно ясную форму. В то же время Александр Борисович отметил, что соната таит в себе как технические, так и художественные трудности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.